Многие читатели не воспринимают это направление в современном искусстве серьезно. А ведь отмахнуться от него не получится, поскольку слишком много известных писателей сегодня пишут либо в этом стиле, либо с его элементами.
Литературный постмодернизм отражает наше время — он говорит о сломе эпох, критическому отношению к прошлому, иронии к настоящему (те, кто может смеяться на тем, что мы сегодня наблюдаем — точно в выигрыше, ведь крепкие нервы и самоирония еще никому не вредили).
Поэтому, если вам делаете первые шаги в литературе и вам симпатичны такие писатели, как Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Хорхе Луис Борхес и Умберто Эко. Если вам нравятся фильмы Квентина Тарантина, который является ярким представителем постмодернизма в кино. То вы вполне можете попробовать написать что-то в этом стиле. Почему нет? Этот опыт будет в любом случае очень интересным. Он точно расширит ваши стилистические возможности и сломает внутренние шаблоны, если таковые имеются.
Любители игры и литературных ребусов найдут в постмодернизме отличную площадку для своих экспериментов. Потому что один из главных принципов этого стиля — всё разрешено, всё можно!
Можно взять любую историю — например, путешествие героя из точки А в точку Б, или расследование преступлений, как в романе Эко «Имя розы». Можно придумать любого интересного вам героя. И обыграть текст с помощью постмодернистских приемов. Каких?
Рассказываю.
Можно использовать прием под названием метапроза. Это текст, который рассказывает о самом процессе создания текста. Вы как бы напоминаете читателю, что он читает художественный текст, вымысел. Например, вставляете самого себя, примерно так: «Темный эльф сидел у окна в купе поезда и пил чай, не обращая внимания на то, как следователь в медицинской маске таращится на него с явным неодобрением, а в это время автор текста проходил мимо по коридору, улыбаясь и с удивлением замечая, что высокие ели за окном имеют не эльфийское, а явно подмосковное происхождение».
Метапрозу любили использовать Набоков, Воннегут и Борхес — почему бы и нам не попробовать? Он показывает искусственность вымысла, но при наличии у автора самоиронии работает отлично и добавляет оригинальности тексту.
Другой прием постмодернизма — пастиш или литературный коллаж. Это склейка своего произведения из чужих кусочков текста. Можете их обыграть, например, увязать подражание чужим стилям как бусины на леску на приключения вашего героя, или как-то еще иначе по своему обработать. Можете просто выбрать любимого автора и написать отрывок-подражание, затем еще одного — и повторить процедуру. И так до тех пор, пока не надоест. Результат может вас удивить, потому что новый текст способен сложиться из кусочков подражания чему-то чужого в интересную картину и новую историю, точно также как стеклышки в трубе после перетряхивания собираются в новый калейдоскоп.
Есть еще магический реализм, который очень активно используется в литературе постмодернизма. Тут всё проще простого: описываем скучную реальность и вставляем в нее невероятное со всех точек зрения событие и явление. Подробно об этом я писала тут.
Сочиняя свой шедевр постмодернизма, используем также режим под названием фрирайтинг. Просто берем и начинаем писать с любого места, всё, что придет в голову. Писатель Генри Миллер называл это методикой «открытого крана». Вода же течет из крана, если его открыть? Вот и ваш текст потечет в любом случае, стоит только начать писать. Ничего не приходит в голову? Берем и описываем первый попавшийся предмет: чашку кофе, канцелярскую скрепку в офисе, любую вещь, даже если она вам не нравится. Так и пишем: «Эта чашка не нравилась темному эльфу, потому что...» И так далее...
В конечном итоге после двух предложений_абзацев_страниц вы всё равно «выйдете» в тексте на описание вашего мировоззрения, эмоций и противоречий. Получившийся кусок вполне можно вставить в ваш текст в стиле «постмодернизм» - приглядитесь получше к любимым авторам: у них в книгах полным-полно таких фрагментов. Фрирайтинг отлично снимает внутренние зажимы и блоки.
Любовь к литературе и творчеству самых разных авторов постмодернисту будет только в помощь. Его прозу не обвинят в плагиате, потому что в постмодерне интертекстуальность,то есть упоминание и использование других художников слова только приветствуется. Для вдохновения можно почитать Фаулза, Эко, Воннегута, Берроуза, Пинчона и Кортасара. Аиз отечественных мастеров слова в постмодернистских играх отличились Саша Соколов, Виктор Пелевин и Венедикт Ерофеев.
Окунувшись в коллажный текст и постмодернистскую головоломку, вы сами сможете придумать свой собственный литературный прием, что в творчестве только приветствуется.
Желаю всем творчества и вдохновения!
Спасибо, что прочитали!