А вот сейчас мало кто и вспомнит тех ребят из далёкого начала 70-х. А мы были, учились и особенно физику старались не пропускать. Да, и её конкретный раздел – «электроника». Преподавателем физики у нас была пышнотелая красавица-еврейка Светлана Борисовна. Все второгодники были в неё категорически влюблены и всегда садились на первые парты на её уроках. И причина была не во внешности учительницы, а как раз – именно в физике. Но как говорят в Одессе: "Я вам здесь и сейчас таки за усё растолкую".
Мы, пацаны, только начинали осваивать азы радиоэлектроники. Ну, было такое «поветрие» в те времена среди подростков, как радиохулиганство. Начать было легко – стоило только спаять простейший передатчик – «шарманку» на лампе 6П3С – «тройке» и подключить её к своему ламповому приёмнику. При наличии простенького микрофона ты становился полноправным местным радиохулиганом на средних волнах. Микрофон иногда от бедности заменяли обычным динамиком. Однако лампа 6П3С, хотя и была классикой жанра, но не являлась идеалом.
Дальше шли передатчики на лампе Г-807, которая уже требовала повышенного напряжения, отдельного трансформатора и была довольно мощной и затратной по электроэнергии. На её выходе даже от прикосновения к комнатной антенне горела кожа на пальцах. Но мы все стремились приобрести ГУ-50 – «полтинник», или по-нашему – «чайник». А вообще мечтой всех радиохулиганов была лампа ГУ-80, в простонародье – «самовар» за свой объём и конструктив. Но для питания этих ламп требовались более высокое напряжение и такие мощные трансформаторы, которые школьнику вручную было просто не намотать.
Ведь в те далёкие времена даже домашние коммутаторные телефоны мало у кого были, а тут появлялась возможность общаться со сверстниками, не выходя из дома. Каждый имел свои позывные, которые придумывали себе сами и сообщали только узкому кругу друзей и знакомых. Как сейчас, перед глазами шкала нашего старенького радиоприёмника «Восток-57» с зелёным индикатором, микрофон МД-47, «шарманка» в подполе бабушкиной избы и я в прямом эфире: «Привет всем, кто меня слышит! Здесь «Показатель». Я свободен и на приёме». Кстати, самая дальняя связь на средних волнах у меня была однажды с Воркутой, а это более 1000 км по прямой.
В чём заключалось наше подростковое радиохулиганство? Я уже упомянул про обычное общение в эфире между сверстниками, оно у нас называлось – «побазарить». Ну и «погонять» зарубежную музыку, если имелся магнитофон и соответствующие записи. Вообще в те времена у радиохулиганов уже был свой сленг, который «непосвящённые» просто не понимали. Но зато наши подружки узнав, что парень – радиохулиган, проникались ещё бо́льшим уважением к своему другу и сами иногда были не прочь «побазарить» в эфире.
Существовали жёсткие правила эфирного общения – никогда не произносилось никаких имен, фамилий, адресов – только позывные и населённый пункт. Использовалась постоянная рабочая частота и «давить» своим передатчиком чужую передачу было «западло». За это при случае могли и морду набить. Не сообщалось местоположение приёмопередающих устройств, но шёл обмен информацией о качестве приёма, конструкции антенны («верёвки»), схематических решениях.
Почему так? Так ведь это было уголовно наказуемое деяние. До сих пор диапазон средних волн используется спецслужбами. И нас ловили крытыми машинами с надписью «Хлеб» и антеннами-пеленгаторами на крыше фургона. На первый раз изымался передатчик и выписывался штраф – родителям, естественно. При повторном случае у семьи конфисковалась вся радиотехника, включая телевизор. Оставляли только радиоточку с репродуктором. На третий раз виновный мог «загреметь» в специнтернат или даже в колонию для «малолеток».
То есть, риск был очень велик. Но у нас существовала система оповещения для таких рейдов. При малейшем подозрении первый заметивший давал в эфире команду «аврал», «атас» или «шухер» и сообщал район, где заметил пеленгатор. Все в посёлке быстро уходили из эфира и прятали радиопередающую аппаратуру. У меня передатчик хранился в подполе бабушкиного дома. Там всегда было сухо и прохладно, что способствовало комфортному режиму работы устройства. Наверху был только радиоприёмник и микрофон. Все кабели и соединения в избе были тщательно замаскированы. Антенна на крыше дома с улицы была вообще была не видна. Всё-таки частный дом для радиохулиганства был удобнее коммунальной квартиры. Да и попадались ребята из коммуналок чаще по конкретному доносу соседей. Меня Бог миловал и я ни разу не попался, хотя продолжал «хулиганить» аж до четвёртого курса мединститута. Был всё-таки в этом свой шарм и кураж!
А здесь - небольшое продолжение темы.
Благодарю за внимание!
Спасибо Всем за то, что сумели найти в себе силы и время дочитать всё до конца, дорогие мои сегодняшние Читатели и будущие Подписчики! Если понравилось – ставьте палец вверх, а лучше – подпишитесь, если Вас это не затруднит. И, конечно, для меня будут очень ценны Ваши мнения в комментариях. Да, и пользуйтесь иногда ссылками, отмеченными синим цветом – это мои ориентиры для Вас.
С уважением, автор.