Самый удобный пример для демонстрации VoIP-технологии – популярная программа Skype. Voice over Internet Protocol (VoIP) – составляющая IP-телефонии, предназначенная для передачи голоса через интернет-соединение. Технология активно используется как массовым пользователем, так и корпоративным сектором.
Массовый пользователь
Для этой категории абонентов VoIP-технология интересна тем, что позволяет совершать бесплатные звонки в любую точку мира в неограниченном количестве и разной продолжительности. “Бесплатно” – понятие условное, так как интернет-трафик входит в абонентскую плату. Другое дело, что абонент не платит за связь сверх той суммы, которую определяет провайдер в качестве ежемесячной оплаты своих услуг. Если бы был задействован домашний телефон, это обошлось бы намного дороже.
Голосовых мессенджеров сегодня много – все работают с применением этой технологии, сокращая расстояние между собеседниками и не требуя дополнительных средств за звонок.
Корпоративный сектор
Самый главный потребитель услуг VoIP-технологии – это бизнес, для которого коммуникации являются значимым звеном в производственном процессе. Для бизнеса важно, чтобы систему коммуникаций можно было оперативно развернуть, масштабировать и изменить, согласно текущему моменту. Все это обеспечивает VoIP.
Как любая другая технология, VoIP имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их с точки зрения предприятия, где она используется в совсем других масштабах по сравнению с индивидуальным пользователем.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ
Кратко перечислим положительные стороны новой технологии для бизнеса:
- низкая стоимость междугородных и международных звонков по сравнению с традиционной телефонией, результат – существенная экономия бюджета;
- интеграция с CRM-системами, что повышает продуктивность взаимодействия с клиентами, результат – увеличение сбыта;
- гибкие настройки и многофункциональность связи, результат – эффективные коммуникации со всеми участниками процесса;
- использование компьютера в качестве телефона, результат – удобно организованное рабочее место без лишних затрат;
- Skype, SIP и другие виды VoIP-технологии – активные каналы коммуникаций, результат – оперативность в решении вопросов.
НЕДОСТАТКИ VOIP
По сравнению с тем объемом преимуществ, которые бизнес получает при внедрении технологии, “сальдо” никак не получится отрицательным. Самые главные недостатки:
- дополнительные расходы на оборудование, которые можно рассматривать как инвестицию;
- поддержка стабильного интернет-канала;
- отсутствие связи при отключении интернета.
СТОИМОСТЬ УСЛУГ
Это один из важных факторов в пользу VoIP-технологии, когда стоит вопрос о переходе в новый формат с классической телефонной линии. Здесь не требуется построение кабельной инфраструктуры, как в случае стационарной телефонии, и нет необходимости устанавливать вышки для приема сигнала, что априори включено в тарифные планы провайдеров. Расходы на организацию VoIP-коммуникаций включают лишь приобретение соответствующего оборудования и ежемесячную оплату обоих каналов связи. Звонки внутри компании бесплатны, включая все удаленные службы и иностранные представительства. Стоимость звонков по международной и междугородней связи тарифицируется не по общему времени разговора с абонентом, а по времени произнесения фраз, т.е. когда в беседу вступает голос и идет трафик. Все паузы, возникающие при обдумывании ответа, подбора нужных слов и т.д., не включаются во временной объем. И это существенно снижает продолжительность разговора и, соответственно, оплату за него.
Стоимость фиксированной связи сразу же взметнется вверх, если потребуется расширить ее функции, добавив:
- переадресацию;
- автоответчик;
- голосовое меню;
- конференц-связь;
- автодозвон;
Для VoIP-системы это никак не отразится на стоимости – делайте, что хотите.
ОБОРУДОВАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
VoIP-системы легко настраиваются, просты в обслуживании и управлении, экономичны. Если состояние фиксированной и мобильной связи входит в компетенцию провайдеров, что тоже отражается на их тарифах, то в случае VoIP-системы вы сами регулируете процессы. Собственная IT-служба легко справится с перенастройкой системы.
Для организации VoIP-телефонии достаточно иметь:
- IP-телефон;
- ноутбук или компьютер;
- мобильный телефон;
- стационарный телефон со специальным адаптером.
В принципе, любая компания имеет основной набор, который нужно только дополнить соответствующей гарнитурой.
Все виды телефонов могут участвовать в коммуникациях, при использовании компьютеров достаточно скачать предложенное на сайте провайдера программное обеспечение SoftPhone.
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА
Благодаря описываемой технологии, компания может использовать в своей сети:
- номер горячей линии, начинающийся с привычных 0-800/0-900;
- мобильный номер;
- городской номер любого города в мире.
VoIP позволяет бизнесу полностью отказаться от фиксированной связи, при этом предоставив ему намного больше полезных функций в коммуникациях. Облачный сервис принимает на себя хлопоты за обслуживание системы при сравнительно невысокой стоимости в целом .