Найти тему
Открытое сознание

Восприятие реальности – часть 1. Уровни сознания.

Из чего состоит наше сознание, каковы его поверхностные и глубинные уровни?

Сознание само по себе универсально и первично. Сознание – это безграничный океан Космического разума, разума Творца всего, что существует, вечное «Я Есмь» Присутствие.

Однако, когда Сознание начинает исследовать материальные миры, углубляясь в них, оно преобразуется в инструмент исследования. Как и физическое тело, сознание является инструментом, с помощью которого мы можем существовать в этом мире. Если бы этого инструмента не было, мы не смогли бы воспринимать окружающую нас реальность, взаимодействовать друг с другом, с объектами и прочим. Потому что именно этот инструмент, помогает нам воспринимать внешний мир. Он состоит из нескольких частей.

Первая часть — это понятийный или поверхностный ум (манас), функции понятийного ума - различение и интерпретация. Понятийный ум функционирует в бодрствующем состоянии. Вот сейчас мы находимся в состоянии бодрствования, это означает, что именно этот слой сознания сейчас активен, и мы воспринимаем с помощью поверхностного ума. То, что мы сейчас слышим и анализируем, это его деятельность. У него есть некоторые особенности. Первая особенность в том, что он не может удерживать в поле своего внимания больше семи объектов. Если он пытается контролировать большее количество объектов, он начинает утрачивать над ними контроль.

Ещё одна его особенность – непостоянство. Он постоянно меняется, у него нет какой-то основы, опоры. Он легко может изменить свое состояние. Допустим, человек находится в хорошем, радостном настроении, но стоит в его адрес сказать неприятную фразу, как он сразу утрачивает это состояние. Почему? Потому что произошло отождествление с этой фразой, и он начал чувствовать себя совершенно в ином статусе, то есть он принял те концепции, которыми мы оперируем с помощью поверхностного сознания. И это большой его недостаток, но и его мы можем обратить в пользу, если приложим усилие и заменим неприятную ассоциацию на другую, более приятную.

Итак, что делает манас? Он начинает воспринимать объекты, начинает различать. Допустим, вы смотрите на цветок, и сразу идет интерпретация: это цветок. То есть к какой-то форме он приклеивает ярлычок. Вокруг нас есть множество объектов, вплоть до каждой пылинки на полу. И вот у каждого объекта есть свое название, потому что поверхностный ум (манас) позаботился, чтобы ко всему приклеить ярлычок. Вот этим он только и занимается. Если случается так, что ум не может приклеить ярлычок, возникает очень сильное беспокойство.

Наверное, каждый встречался с таким опытом: допустим, мы сидим в комнате, и внезапно слышим какой-то шум. Пока мы не разберемся, что это за шум, откуда он исходит, в чем его причина, мы не сможем себе найти покоя. Это беспокойство возникает вследствие того, что ум не может приклеить ярлык к причине этого шума. Ум не может обойтись без расклеивания этих ярлычков, такова его привычка. И эта привычка не самая лучшая, потому что расклевать ярлыки на какие-то явления и процессы, давать им оценку означает ограничивать своё восприятие этими ярлыками и этими оценками.

Более глубокая часть нашего «Я» - подсознательный ум (читта), по сравнению с поверхностным сознанием это просто бездна. Это весь тот опыт, который накоплен нами в прошлом, это все отпечатки, все оценки, которые помещаются туда ежесекундно с помощью поверхностного сознания.

Есть такое понятие как «первое впечатление - самое сильное». И когда человек приезжает куда-то, допустим, в новый дом, если он никогда там не был, то у него складывается определённое впечатление. Он думает: «О, как восхитительно». И это первое впечатление заносит отпечаток в более глубокое сознание, которое называется подсознанием или подсознательным умом. И затем, когда он уже в следующий раз приходит в то же самое место, поскольку оценка уже произведена, он снова испытывает те же самые состояния, что и в первый раз, хотя с тех пор что-то могло измениться. Иногда бывает так, что человек приходит в какое-то место и думает: «Ой, здесь как-то неуютно, некомфортно». Даже если он пришёл в следующий раз, и за это время там всё преобразилось, был наведён порядок, все равно осадок, который остался при первом посещении, будет оказывать негативное воздействие. Почему? Потому что ярлык, оценка, была помещена в подсознание. И когда он снова переживает опыт того же самого восприятия, этот ярлычок, эта оценка, которая была сделана вначале, всегда будет тонко, подсознательно его ограничивать.

Следующий инструмент, более тонкий — различающий, интуитивный разум илиинтеллект (буддхи). Это небольшой участок сознания, который контролирует поступление информации в подсознание, а также оперирование тем опытом, который был получен в результате контакта с внешними объектами.

В чем заключается функция буддхи - интуитивного разума? Он смотрит, какой опыт был получен. Допустим, человек испытал какое-то состояние, переживание, контакт с кем-либо и оценил: «Это замечательно, здорово». Допустим, он попробовал какое-нибудь вкусное блюдо, ему понравилось. И буддхи откладывает в копилку: «О, это приятно». Либо человек занимается духовной практикой, и в результате каких-нибудь техник, медитаций, получает глубокое состояние осознания, входит в глубокое медитативное состояние. И в этом состоянии его ясность увеличивается, его способность оперировать концепциями углубляется. Буддхи говорит: «Этот опыт помог мне посмотреть на мир иначе, он раскрыл большие возможности, это благоприятно».

То же самое выполняется с теми действиями, которые неблагоприятны. Допустим, вы испытали болевое ощущение от соприкосновения с горячим предметом и ум оценил: «Это больно, неприятно». А что сделал интеллект? Он пометил: «Это действие неблагоприятно, оно доставляет мне неудобства, либо боль». Таким образом, он начинает формировать определенную базу данных, что благоприятно, а что - нет.

Работа интеллекта зависит от ценностей, которые он в результате своей деятельности формирует, это называется понятием «зрелость». У человека высокого уровня развития формируются определенные ценности. Например, выживание, работа, семья и прочее. У него формируется ценность в отношении этих вещей, соответственно интеллект начинает подбирать то, что благоприятно и способствует пребыванию в этих состояниях. Если же он, как духовно-практикующий искатель понимает, что это не всё, чего он заслуживает в этой жизни, и внутри у него скрыт огромный потенциал, который ждет проявления, то у него начинается пересмотр ценностей и жизненных ориентиров. Вот именно за пересмотр этих ценностей становится ответственным интеллект, и он начинает перебирать тот с безначального прошлого накопленный опыт и формирует новые ценности, то, что благоприятно в духовной практике и то, что неблагоприятно.

Следующее, что за всем этим стоит, это чувство делателя (ахамкара) — это то, что объединяет все предыдущее: поверхностное сознание, подсознание и интеллект. Чувство делателя также называют волей, желанием жить, желанием существовать. И благодаря этому желанию и выстраиваются все взаимоотношения с этим миром.

Именно это желание и скрывает от нас наше сущностное сознание, то есть Источник (Атман), который наблюдает за всем этим. Он наблюдает, не вмешиваясь, но без него этот инструмент, чувство делателя, существовать не может, точно так же как кисть не может рисовать без художника. И когда это сущностное сознание пытается покинуть этот инструмент, освободиться от поверхностного сознания, оно покидает это тело, и мы формируем новое представление о себе. У нас возникает другая физическая оболочка, либо другая оболочка в тонком мире, и мы продолжаем свое существование.

Инструмент, при помощи которого мы общаемся, это и есть поверхностное сознание, подсознание, интуитивный разум и чувство делателя, которое сопровождает нас каждую секунду. Но из-за того, что этот инструмент ограничен, мы не можем распознать свою абсолютную природу, если мы не позволяем ему руководствоваться вот этим более тонким сущностным сознанием - Атманом.

Наше сущностное «Я» подобно царю, а инструмент, с помощью которого мы воспринимаем мир, подобен министру, захватившему власть. То есть наше сущностное «Я» было вытеснено этим инструментом, который начал сам царствовать. Но царствовать у него не получается, потому что его виденье ограничено, он не видит целостности мироздания, он замкнут на каких-то своих представлениях, на том опыте, который он получил в результате контакта с внешними объектами. И он не видит то, что находится за рамками этого опыта, как цыпленок в яйце не видит того, что находится вне его скорлупы. Из-за того, что он не видит, он делает очень много ошибок. Он выстраивает неправильные взаимоотношения, он неправильно воспринимает мир. Он воспринимает его сужено и ограничено тем опытом, который он получил в прошлом. В результате у этого министра царствовать не получается, у него всё валится из рук. Он начинает искать выход, он начинает постепенно обращаться к царю. Но он не хочет отдавать царство царю, поэтому вначале он приходит за советом. Когда наш «министр обращается к царю», мы начинаем устанавливать контакт с нашим Высшим Я.

Когда такой контакт устанавливается, мы начинаем опираться на более глубокое восприятие реальности, и соответственно в этом восприятии мы видим всю целостность и единство. Мы видим чистоту, красоту, божественность и гармонию. Потому что, воспринимая весь мир в единстве, видя в многообразии это единство, мы по-настоящему можем правильно и гармонично существовать в этом мире. Это и означает, что мы позволяем царю нашего истинного состояния сесть на трон и править государством. При этом наш инструмент – ум, с помощью которого мы взаимодействуем с внешними объектами, продолжает существовать. Он не должен быть уничтожен, как полагают некоторые, он должен стать послушным инструментом, с помощью которого мы могли бы проявляться во внешнем мире.

Спасибо, что дочитали! Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.