Моя карьера (громко сказано, но суть ясна) была совершенно обычной для человека с головой на плечах. Начинала младшим специалистом в отделе, набиралась опыта, впитывала всю информацию. Можно сказать, что я была на побегушках. Принеси то, найди это, сделай копии, разложи, отнеси.
Потом стала специалистом, мне стали поручать задания посложнее, проверяли выполнение, объясняли разные рабочие ситуации, как правильно что-то сделать, кого спросить, если чего-то не знаю или не понимаю.
Через несколько лет доросла до старшего специалиста, появилась своя зона ответственности, прибавилось работы, прибавилась зарплата, начальница стала прислушиваться к моему мнению.
Как закономерный итог – я доросла до начальника (нет, не подсидела) и с этого начались все беды. Кроме своей работы мне приходится отвечать за работу отдела. Мои подчинённые – прекрасные люди, но иногда творят какую-то фигню и совершенно не хотят думать. Привыкли, что с любым вопросом можно обратиться ко мне, я дам ответ и разрулю ситуацию.
Несколько месяцев в таком режиме закончились закономерно – я ревела от усталости по вечерам и поняла, что начинаю выгорать. Пришла к самому главному с заявлением на увольнение. Главный меня выслушал и сказал: «Делегируй обязанности». Я начала возмущаться! Как можно делегировать, если у меня нет времени на объяснение? Он хмыкнул и ответил, что если я не найду времени сейчас, то рабочий ком станет ещё больше, а я буду ещё усталее и злее. После этого мягко выставил из кабинета и дал пару дней, как говорится, на подумать.
Думки привели меня к следующему:
- Надо отдать коллегам все мелкие простые задачи. Их много, они несрочные и неважные, но когда их много, я не могу делать что-то крупное и важное.
- Не отвечать на вопросы «как сделать», а отправить на поиск решения. Когда решение найдено, коллеги рассказывают мне последовательность действий и мы обсуждаем, правильный они дали ответ или нет.
- Дать задачу, проверить выполнение, сделать «работу над ошибками», если требуется. Повторить. Ещё раз повторить. После пары кругов задачи делаются на автомате и практически без ошибок. Конечно, если ваш подчинённый не идиот.
- Найти время на отдых во время рабочего дня. Пусть это будет всего 10 минут, но мозгу надо переключиться на что-то приятное.
- Ставить здоровье и себя выше работы. Болеешь? Болей лёжа в кровати и не думай про работу. Ничего не случится за те 3-5 дней, когда организм борется с бякой. Работы много, работодателей много, а здоровье одно и на всю жизнь.
Это всё очень простые советы, но именно они дали мне возможность разгрузить свой рабочий день. Нет, я не бью баклуши и не сижу в интернете, пока мои подчинённые работают, но я могу заниматься сложными и крупными делами, не отвлекаясь на вопросы и мелкие поручения.