Последние в своей жизни Рождество и Новый год Николай II и его близкие встретили в тогда ещё небольшом сибирском городе Тобольске, куда их в августе 1917 года выслало Временное правительство.
Царскую семью разместили на верхнем этаже просторного губернаторского дома, где условия проживания не слишком-то отличались от царскосельских. За одним только исключением: не было свободы. Даже в церковь, расположенную в пятистах шагах от дома бывшему императору и его близким приходилось ходить под конвоем. Да и вообще, по словам самого же Николая II в Тобольске было невыносимо скучно. В своём дневнике 2 января 1918 года он так и написал: «Сегодня скука зеленая!»
Чтобы хоть как-то уберечь себя и детей от этой нестерпимой скуки и тоски по былым дням, Александра Федоровна постаралась увлечь семью чтением и рукоделием, благо, что она и сама неплохо рисовала и умела вышивать. А с первых дней ноября царская семья начала готовить рождественские подарки и теперь посвящала этим занятиям всё время в перерывах между домашними спектаклями, при помощи которых также спасалась всё от той же «скуки зеленой».
24 декабря 1917 года, накануне Рождества в углу зала губернаторского дома на столе была установлена небольшая елочка. По воспоминаниям старшей из княжон, Ольги Николаевны, деревце сильно пахло цитрусами, а его ствол сочился ароматной смолкой. Из украшений на елке были только серебристый «дождь» и восковые церковные свечи.
А после обеда начали раздавать подарки, большую часть которых составляли разные вышивки, любовно сделанные руками царских дочерей.
Не забыл Николай II и о своих тюремщиках. 24 декабря он вместе с Александрой Федоровной отправился в караульное помещение, чтобы устроить елку для 1-го взвода 4-го полка. Императорская чета просидела с солдатами всех смен до половины шестого утра. Императрица лично принесла в караулку небольшую елочку и угощение для стрелков, а также подарила каждому из них Евангелие с закладками, которые сама нарисовала.
В тот день и сама Александра Федоровна получила подарки от своих близких. В том числе и самодельный блокнотик, который ей преподнесла вторая дочь, Татьяна. Императрица использовала этот блокнот в качестве дневника.
И именно в нём 16 июля 1918 года появилась следующая запись: «10 1/2 часа. Легла в постель. +15 градусов».
Эта запись стала последней, которую она успела сделать. Через пять часов за царственными особами и их слугами пришли тюремщики, чтобы отвести их в подвал Ипатьевского дома, откуда Николаю II и его близким уже не суждено было выйти живыми.