За время моего отсутствия пропустила много знаменательных дат, 250-летие Бетховена, 155-летие Сибелиуса, День памяти Моцарта. Но хочется, пусть с опозданием, отметить прежде всего ещё одну дату - 16 декабря исполнилось 105 лет со дня рождения Георгия Свиридова. Когда слушаешь его музыку, кажется что не ты стараешься её понять, а сама музыка пытается понять тебя, открыть что-то сокровенное в твоей душе, неведомое или где-то глубоко осевшее. Верю каждой ноте свиридовской музыки. Человек, прошедший свой жизненный путь от юношеской патетики и наивных восторгов до глубоких философских раздумий и веры, сквозь сомнения, искушения, разочарования. В его музыке отражается весь этот путь, в ней можно услышать решительный напор и весёлый задор, боль утрат, поиск духовной опоры и светлые интонации надежды.
Передаю слово замечательному композитору, современнику Георгия Васильевича - Валерию Гаврилину. Фрагменты из его книги "Слушая сердцем":
Старинные мастера говорили - показать красоту камня, показать красоту дерева, красоту металла, и никому не приходило в голову сказать: "В этом куске малахита я хочу показать себя". Мастер лишь подчиняется материалу, подсмотренному в нём скрытому образу и идёт в поисках его...
Свиридовским творениям свойственны редкая органичность, естественность, они кажутся существовавшими всегда. Поэзия вне нас. Мы её впитываем. Это важнейшая установка Свиридова-художника, ответственного перед жизнью, защищающего музыку от сползания в трясину "чистого" искусства. Душа художника - как калейдоскоп со множеством зеркал, и отраженные в них узоры бесконечны в своём разнообразии и меняются от малейшего движения. Это и есть собственное видение, только душой, без других специальных приспособлений. Поэтому его зрение - "всехнее" зрение, и каждый вдумчивый человек, слушая любимые страницы свиридовской музыки, с упоением скажет (перефразируя Твардовского): "Как это мы со Свиридовым замечательно чувствуем". Свиридов не покоряет слушателя, он его возвышает. А чем больше человек помогает возвыситься другим, тем более возвышается он сам.
Душа грустит о небесах
(Хоровая капелла им. А.А. Юрлова)
Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
С.А. Есенин
Вспоминаем ли прошлое, думаем ли о будущем - мы смотрим на небо. Познание света и тьмы человеческой жизни, вера, надежда, любовь, прозрение солнечных начал, божественные симфонии с учениями мудрейших сынов человечества - таковы плоды свиридовского сада музыки.
Любовь святая
Свиридов напоминает, что есть в жизни некая вечная, незабвенная суть. Мы отвыкли от стабильности в безудержном движении, редко оглядываемся назад, не обращаем внимания на потери, не поднимаем оброненное в надежде, что найдётся замена утраченному. Свиридов - один из первых художников, который по-своему почувствовал боль от этих незамеченных утрат и одним из первых начал свою собственную сохранительную работу. Музыка - дар природы, и, как природа, беззащитна. Всё творчество Свиридова направлено прежде всего на сохранение изначальной музыкальной природы, её защиты. Так была создана страна музыки Свиридова.
Святый Боже
Согласие же с природой состоит в любви к земле, Родине, почитании мудрости старших, в покровительстве и спасении всего живущего от плоти и растущего от корня, в сотворении пользы сегодняшней не в ущерб пользе грядущего, в памяти о достойно отошедших жизнях, в осознании родства с ними, в понимании того, что приятное и полезное - понятия не так уж часто совпадающие.
Память сердца сильна в Свиридове. Она заставляет его снова и снова неустанно говорить об одном и том же - о смысле жизни, о месте человека под солнцем, о красоте природы и о слиянии человека с ней.
Ещё о Свиридове:
Музыка Георгия Свиридова к спектаклю "Царь Фёдор Иоаннович"