В данной статье представлены понятие стартапа и этапы экономического проектирования при его разработке, даны советы по ключевым моментам такого проектирования. Ввиду роста интереса в Российской Федерации к коммерческой проектной деятельности процесс детальной разработки стартапа является актуальной темой на сегодняшний день и требует различных научных знаний, в том числе и в экономике.
The article presents the image of a startup and the stages of economic design during it’s development, gives the advices on the main parts of such design. In view of the growing interest in commercial project activities in the Russian Federationthe process of the detailed development of a startup is a relevant topic today and requires various scientific knowledge, including such in the economy.
Ключевые слова: стартап, проект, бизнес, рынок, анализ рынка, маркетинг, план, бизнес-план
Keywords: startup, project, business, market, market analysis, marketing, plan, business plan
Ввиду активного развития малого и среднего бизнеса, а также проект-ной деятельности в Российской Федерации Министерством экономического развития, Министерством науки и высшего образования, научными и общественными организациями (например, Росмолодёжь, ИЦ Сколково), вузами,в числе которых находится и ДГТУ, которая влечёт за собой не только решение актуальных проблем, получение её участниками практических навыков и повышение компетенций в выбранной сфере деятельности, но и формирование коммерческого продукта,
Термин «стартап» пришёл из англоговорящих стран (от англ. startup – запускать), в которых применялся к молодому бизнесу, чаще всего иннова-ционному или в сфере IT. На сегодняшний день данное обозначение приме-няется к молодым бизнес-проектам, созданным с расчётом на их быстрый рост и окупаемость. Поскольку инвестирование в стартапы имеет высокий риск, т.к. шанс банкротства у стартап-компаний велик, а точных методов оценивания качества и эффективности инвестирования в стартап нет [1], владельцам данного бизнеса стоит учитывать проработку следующих шагов перед его запуском: анализ рынка при определении продукта, формирование стоимости продукта, создание бизнес плана, проработка путей финансирования проекта.
Зачастую успешность стартапов определяется тем, что их продуктом является уникальный товар в одной определённой нише, который реализуется по чётко сконцентрированной стратегии. Для определения стратегии экономического развития стартапа для начала необходимо провести анализ рынка.
Анализ рынка – это сбор, систематизация и анализ числовых показателей, относящихся к рынку и продажам, для определения стратегии реализации продукта. Данный анализ может проводиться по нескольким методам, выбор которых основывается на целях и задачах маркетинговой политики организации (таблица 1).
Таблица 1. Цели и задачи маркетинговой политики организации [2]
Цели Задачи
Изучение товара Какой товар и с какими потребительскими
свойствами производить? Какой товара
необходимо улучшить, а какой снять с
производства? Как проводить пробный
маркетинг?
Изучение потребителей Каковы мотивы приобретения или отказа
от приобретения товара? Составление
социально-демографического портрета
потребителя.
Изучение ценовой Какую цену установить на товар? Какую
политики ценовую политику проводить в отношении
потребителей, дилеров и
дистрибьюторов?
Изучение организации Какую сбытовую политику проводить?
товародвижения Как организовать/развивать свою
собственную дилерскую и агентскую
сеть?
Изучение имиджа Как создать корпоративный стиль на
организации предприятии? Как
сформировать/скорректировать имидж
организации?
Изучение организации Как построить систему рыночной
работ по маркетингу информации и информации по
потребителям и конкурентам?
Распределять ли исследовательские
функции по различным производственным
отделам или сконцентрировать их в одном
месте?
Изучение новых Осваивать ли новые рынки? Какие
направлений использовать методики разработки
деятельности стратегий по освоению новых рынков и
обеспечению маркетинговыми
ресурсами? Как сегментировать рынок,
организовать учёт и прогноз запросов
потребителей и их жизненных ценностей?
Изучение направлений Какова должна быть политика в
глобальной стратегии отношении: культурного и ценностного
мировоззрения, кадров,структуры и
системы товародвижения, и др.?
Изучение направлений Как распределять управленческие
управленческой стратегии ресурсы? Какие технологии использовать
для выработки стратегии?
По итогам определения целей и задач составляется план маркетинга для стартапа или маркетинговая политика организации.
Проводя анализ рынка, не стоит забывать, что с абсолютной точностью определить характер развития рынка одним исследованием невозможно. Причём для получения полной картины рынка стоит изучать демографическую ситуацию, социально-экономические факторы, особенности менталитета населения, затрагивающие потребительскую сторону, сезонность факторов, влияющих на покупательскую способность граждан.
При составлении анализа рынка для стартапа, связанного с производством материального продукта, стоит учитывать географические и логистические условия, рынок материалов и сырья, внедрение инноваций в регионе.
Также стоит учитывать потенциал рынка – порог возможностей потребления определённого товара на период времени, достигнутый маркетинговым потенциалом всех организаций, участвующих в создании и реализации продукта [2].
Исходя из вышеперечисленного, можно отметить, что наиболее выгодным товаром для успешной реализации на рынке является уникальный продукт, который займёт определённую потребительскую нишу или дополнит работу крупных компаний в качестве заполнения «пробелов» в функционировании некоторых её частей или решении имеющейся острой проблемы.
После проведения анализа рынка можно приступать к составлению бизнес-плана (структуры, отражающей все стороны предпринимательской деятельности компании и взаимосвязи между ними). Неопытные стартаперы, особенно студенты при проектировании, зачастую пренебрегают этим вопросом, т.к. считают основным достоинством своего стартапа – концепт продукта. Однако, необходимо знать, что именно бизнес-план позволяет привлечь инвесторов в проект, особенно когда речь идёт о крупных и долгосрочных инвестициях. Вместе с концепцией продукта бизнес-план представляется партнёрам и клиентам с целью сотрудничества, СМИ – для формирования представления о проекте и для его рекламы [3].
Бизнес-планы различных стартапов могут быть отличными по объёму, содержанию и структуре, исходя из особенностей стартапа, его целей и производимого продукта. При этом можно выделить общие основные части плана для любого:
1. Резюме проекта. Содержит общие данные о стартапе с целями, задачами, планами. Может иметь вид краткой информации по каждому пункты бизнес-плана в виде тезисов.
2. Модель проекта. Является наглядным представлением (в виде любых схем) всех процессов, обеспечивающих производство и сбыт продукции.
3. Инвестиционный план. Демонстрирует распределение инвестиций во времени с обоснованием целесообразности данного и сроком окупаемости.
4. Операционный план. Представляет полную информацию о продукте, его составе, производстве, реализации, издержках.
5. Маркетинговый план. Отображает результаты анализа рынка, конку-рентоспособность стартапа и модель выхода продукта на рынок и его дальнейшего продвижения.
6. Организационный план. Информирует о структуре самого стартапа как предприятия, юридическую форму, порядке взаимодействия сотрудников, иерархии, документообороте, расположении и т.д.
7. Финансовый план. Описывает все финансовые операции, которые будут затрагивать стартап в процессе развития.
8. Анализ проекта. Демонстрирует максимальное количество возможных рисков (в первую очередь финансовых), а также влияние внешних фак-торов развитие на стартапа, результат их воздействия и пути устранения негативных последствий.
9. Приложение. Содержит любую сопутствующую информацию, которая может дополнить представление о стартапе и охарактеризовать его. Сюда можно отнести уже имеющиеся договора, результаты различных исследований, заключения экспертных комиссий, информацию об участии в различных конкурсах, выставках, презентациях, программах [4].
Стоит отметить, что бизнес-план необходим стартапу не только для успешной презентации проекта заинтересованным лицам и потребителям, но и для выявления сильных сторон и их развития, а также – слабых сторон ошибок для их устранения.
В заключение стоит сказать, что анализ рынка и составление бизнес-плана являются достаточно важными составляющими при разработке стартапа. Поскольку каждый стартап как коммерческий проект нацелен на получение прибыли, не стоит обходиться одними лишь проработкой идеи и созданием концепции продукта: инвестор и подрядчик, которые играют одну из ключевых ролей в развитии стартапа на старте, в отличие от потребителя, оценивают не только конечный продукт, но и проработку всех экономических вопросов, сопутствующих работе проекта.
Источники:
1. Евдокимова С.С., Антонова Н.Г. Финансовые меры поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации // Материалы IX Международной НПК «Научные достижения и перспективы XXI века». Новосибирск: EDUCATO, 2015. – С.42-47 (Evdokimova S.S., Antonova N.G. Small business financial support measures in the Russian Federation // Materials of the IX International scientific and practical conference «Scientific Achievements and Prospects of the 21st Century». – Novosibirsk: EDUCATO, 2015. – P. 42-47)
2. Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Мо-сква, 2006. – С.160-165 (Alekseeva A.I., Vasiliev Yu.V., Maleeva A.V., Ushvitsky L.I. Comprehensive economic analysis of economic activity. Tutorial. – Moscow, 2006.– P.160-165)
3. Нор С.А. Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии пред-приятия // Молодой учёный, материалы международной научной конференции: Актуальные вопросы экономики и управления (II). – 2013, октябрь. – С.108-110 (Nor S.A. The business plan as a key document in the creation and development of the enterprise // Young scientist, materials of the international scientific conference: Actual issues of economics and management (II). – 2013, October. – P.108-110)
4. Баканов Г.Б. Бизнес-план как начальный этап инновационного менеджмента Учебно-методическое пособие. – Таганрог: ТРГУ, 2009. – С.3-50 (Bakanov GB. Business plan as the initial stage of innovation management. Manual. – Taganrog: TSU, 2009. – P.3-50)