Политтехнологи, работающие на российские власти, планируют использовать видеохостинг TikTok для агитации в Москве в преддверии выборов в Госдуму 2021 года. Есть надежда, что присутствие в популярном приложении может быть использовано для поощрения аполитичных молодых людей голосовать за кандидатов, поддерживаемых Кремлем. Спин-доктор, который “продал” московским властям идею, утверждает, что успешно использовал приложение во время региональных выборов в этом году, хотя большинство видеороликов под соответствующим хэштегом кампании не имеют никакого отношения к голосованию.
Использование TikTok для предвыборной кампании на выборах в Госдуму 2021 года было детищем политического спин-доктора Дмитрия Гусева, основателя агентства Bakster Group, который долгое время работал с Администрацией Президента и мэрией Москвы, сообщил источник, близкий к администрации Путина.
Сегодня Гусев - одна из ключевых фигур, задействованных в неформальном предвыборном штабе мэрии Москвы, сообщил источник, близкий к внутриполитическому блоку мэрии Москвы. По его словам, Гусев отвечает за социальные медиа и, отчасти, за медиаориентацию кампаний поддерживаемых Кремлем кандидатов в российской столице.
Источник , близкий к администрации Путина, пояснил, что предложение Гусева было одобрено, поскольку ожидается, что политики будут присутствовать во всех социальных сетях. Тем не менее, не все сайты, включая TikTok, считаются подходящими для каждого отдельного кандидата.
В частности, Тикток планируется использовать для продвижения кампаний поддерживаемых Кремлем кандидатов от "Единой России", которые баллотируются на выборах в Госдуму по одномандатным округам Москвы. Их предвыборные лозунги, которые все еще находятся в стадии разработки и еще не утверждены, будут превращены в хэштеги, которые TikTokers будет предложено использовать при публикации своих видеороликов.
По словам источника , близкого к Кремлю, Гусев “продал " идею использования TikTok для агитации в Москве на основе своей предвыборной работы с Дмитрием Махониным — бывшим врио губернатора Пермского края, который в итоге победил на губернаторских выборах осенью 2020 года.
Сам Дмитрий Гусев заявил , что группа Bakster действительно использовала TikTok в рамках кампании Махонина, но отказался отвечать на вопросы о своем сотрудничестве с московскими властями, назвав обсуждение текущих контрактов "неэтичным".”
Кампания Махонина TikTok в основном включала аккаунт под названием Ravivayem Prikamye (“мы развиваем Прикамье”), который загружал видео под соответствующим хэштегом #РазвиваемПрикамье. Facebook и Instagram открыли одноименные аккаунты, в которых публиковались позитивные новости о региональных властях и их инициативах.
Первый Тикток аккаунта Razvivayem Prikamye - это видео-вызов с автонастроенным треком, который повторяет фразу “Мы развиваем Прикамье.” Этот звук затем был подобран и использован примерно в двух десятках видеороликов — но большинство из них не имело никакого отношения к предвыборной кампании Махонина (вместо этого backtrack был подобран для видео с собаками и кошками, а также для танцев, видео с катанием на скейтбордеи даже фотомонтажа городов Пермского края).
Большинство из этих видео имеют не более нескольких тысяч просмотров и горстку лайков. На момент этой публикации оригинальный TikTok имел 45 000 просмотров и 705 лайков, а аккаунт Razvivayem Prikamye имел 661 подписчика. Хотя существует довольно много видеороликов, использующих соответствующий хэштег, большинство из них не имеют никакого отношения к Пермскому краю или его развитию. В общей сложности видео под этим хэштегом посмотрели 975 000 пользователей TikTok.
Facebook и Instagram практически сразу после выборов перестали появляться видео с использованием этого хэштега, а страницы в Facebook и Instagram перестали публиковаться до дня выборов 13 сентября. Тем не менее Дмитрий Махонин победил на выборах с 75,7 процентами голосов.
По словам политтехнолога, работающего с автономной некоммерческой организацией "Диалог", связанной с Кремлем, видео-вызов имел все признаки платного контента, и, по всей вероятности, кампания TikTok вряд ли способствовала количеству голосов, набранных Махониным. “С точки зрения электорального эффекта результат скорее негативный, но с точки зрения отчетности перед заказчиком показатель, наверное, неплохой — миллион просмотров по хэштегу”, - пояснил собеседник агентства.
Московские власти всерьез обеспокоены потенциальным воздействием стратегии Алексея Навального "умное голосование" во время предвыборной гонки 2021 года. На выборах в Мосгордуму 2019 года кандидаты, поддерживаемые стратегией умного голосования Навального, победили в 20 из 45 одномандатных округов. В настоящее время Администрация Путина рассматривает восемь из 15 столичных округов как потенциально проблемные во время голосования 2021 года. И именно здесь ожидается, что тик-ток поможет им одержать победу.