Привет, начинающие сценаристы! Если вы, как и я, мечтаете посвятить себя написанию крутых историй, но не хватает теоретических знаний, эта статья как раз для вас.
Любое практическое мастерство подразумевает изучение теоретических основ. Для сценариста классическими бюджетными источниками знаний могут служить книги от состоявшихся профессионалов.
История на миллион долларов, Роберт Макки
Посмотрите в поисковике первые ссылки по запросу «литература для сценаристов», эта книга всегда будет в первых строчках подборки. Роберт Макки — американский киносценарист и наставник сценаристов, ведущий популярных семинаров, через которые прошли Джеффри Раш, Дэвид Боуи, Пол Хаггис («Малышка на миллион», 2004, «Столкновение», 2005), Акива Голдсман («Игры разума», 2001).
Приготовьтесь к тому, что читать книгу будет невероятно тяжело, ведь она написана академическим языком, подразумевающим использование профессиональной терминологии. Однако, Макки в книге призывает сосредоточиться на понятии сторителлинга, отойти от привычного набора событий, а выстроить вокруг полноценного героя клубок событий, из которых можно выбрать самое значимое, являющееся двигателем истории.
Ссылка на книгу на Ozon.ru.
Спасите котика, Блейк Снайдер
В отличии от коллеги, написавшего свой бестселлер в 1997 году, книга Снайдера сравнительно свежая — 2005 года. Блейк Снайдер — американский сценарист и продюсер, автор сценария легендарной комедии «Стоп! Или моя мама будет стрелять», 1992.
Книга описывает основные принципы построения успешного проекта простым языком, начиная с проработки ключевой идеи до готового сценария и его продвижения. Преимуществом этого издания, я считаю ссылки на более современные и распространенные среди обычного зрителя фильмы, которые приятно пересмотреть.
Ссылка на книгу на Ozon.ru.
Кино между адом и раем, Александр Митта
Без отечественной литературы в топе никуда. Автор книги — Александр Митта — советский и российский кинорежиссер и сценарист, автор того самого сериала, который смотрели наши родители — Граница: таежный роман.
Митта основатель киношколы имени себя, предлагающий один из самых востребованных курсов по сценарному мастерству. Не сложно догадаться, что в основу курса легла книга мастера, на которой выросло не одно поколение киноделов: она включает в себя не только разбор структуры и основные приемы повествования, но детально разбираются паттерны персонажей, их путь в сюжете.
Ссылка на книгу в Подписных изданиях.
Киносценарий: Основы написания, Сид Филд
Википедия подсказывает, что Сид Филд считается «гуру всех сценаристов», его книги, написанные еще в 80-х годах до сих пор используются в курсах драматургии и киношколах мирового уровня.
Произошло это из-за установленной Филдом парадигмы для написания сценария: в своей книге он использует четкое разграничение структуры истории на три акта от начала до первой и финальной поворотной точки и затем до конца фильма. При чем он даже распределил «время» на события каждого акта по количеству страниц (минут в американском формате написания).
Ссылка на книгу на Ozon.ru.
Психология для сценаристов, Уильям Индик
Уильям Индик — профессор психологии, доктор философских наук и сценарист. При разработке персонажей Индик, основывая на работах Карла Юнга и Зигмунда Фрейда вписывает его в определенный архетип: герой, злодей, наставник, объект любви.
При подобной разработке персонажей, как утверждает сам автор, герои начинают самостоятельно реагировать на ключевые события истории, значительно упрощая сценаристу жизнь.
Ссылка на книгу на Ozon.ru.
В данный топ вошли только самые рекомендуемые для начинающих авторов книги, список будет пополняться по мере моего ознакомления со списком литературы, поэтому подписывайтесь на канал Кинокраш и рекомендуйте его друзьям.
Может, вы уже читали что-то из списка? Что показалось самым полезным? Пишите в комментариях.
Прочтите, как испытать свою идею для фильма в предыдущей статье из рубрики «Тарантиноведние» для начинающих сценаристов.
С любовью к кино, Саша Кинокраш.