Найти в Дзене
MaCARov

Ласточка (электропоезд) ЭС1 (ЭС1П) / ЭС2Г (ЭС2ГП)

Оглавление

«Ласточка» — скоростные электропоезда ЭС1 и ЭС2Г, которые используются для пригородных, городских и региональных пассажирских перевозок. Данное семейство пассажирских электропоездов было специально создано по заказу ОАО «Российские железные дороги» немецкой компанией «Siemens AG». В частности, ЭС1 были произведены в г. Крефельд (Германия) на одноименном заводе конгломерата, а ЭС2Г — в г. Верхняя Пышма (Свердловская область) на заводе «Уральские локомотивы». Серии ЭС1П и ЭС2ГП также собирались в России по лицензии Siemens.

Проектировались «Ласточки» на основе модели 5-вагонных электропоездов Siemens Desiro ML. Когда в декабре 2009 года ОАО «РЖД» подписала контракт с «Siemens AG» на производство и поставку 54 составов, они вошли в специальную линейку Siemens Desiro RUS и получили обозначение ЭС1 (электропоезд Сименс, 1-й тип). Обошлись они в 410 млн. евро. Обслуживают «Ласточек» не только Российские железные дороги. Наряду с поставкой, наша компания также заключила с «Siemens AG» 40-летний контракт на техническое обслуживание созданных в Германии 54 электропоездов.

Благодаря плодотворной совместной работе немецкой компании и ОАО «РЖД», уже насчитывается около 220 составов «Ласточки» всех типов. Значительная их часть эксплуатируется как городские и межрегиональные экспрессы, часть составов используется в качестве пригородных поездов.

Это интересно! ЭС1 (ЭС1П) и ЭС2Г (ЭС2ГП) — это электропоезда Сименс, которые содержат в названии, к какому типу относятся: 1-й или 2-й, Городской или Премиум.

Общая характеристика поезда «Ласточка»

Данный электропоезд насчитывает пять вагонов в составе, включая сдвоенный. Эксплуатация электропоездов в составности, отличной от 5 или 10-вагонной, не предусматривается. Длина 5-вагонного поезда «Ласточка» от головного вагона до «хвоста» составляет 126 метров. Максимальная скорость, которую развивает «Ласточка», — 160 км в час. Однако их эксплуатация возможна только на железнодорожных линиях колеи 1520 мм, которые оборудованы низкими или высокими платформами.

ЭС1 — электропоезд двухсистемного питания постоянным током 3 кВ и переменным током 25 кВ. Поэтому данный тип «Ласточек» может без остановок работать на участках, которые питаются от разных систем энергосбережения. А вот электропоезд серии «ЭС2Г» — только на постоянном токе 3 кВ.

Характеристика вагонов поезда «Ласточка»

Поезд «Ласточка» состоит из двух моторных и трех немоторных прицепных вагонов. Также электропоезд может эксплуатироваться в сдвоенном 10-вагонном составе (5+5 вагонов). Конфигурация сидячих мест в поезде зависит от его типа (ЭС1 или ЭС2Г) и класса (стандартный или межрегиональный премиум). Всего существует 5 вариантов исполнения салона:

  • ЭС1 — пригородный региональный и межрегиональный (премиум) с салонами 1 и 2 класса,
  • ЭС2Г — пригородный городской, городской увеличенной вместимости и межрегиональный (премиум) с салонами 1, 2 и 3 класса.

Так, посадочные места распределяются следующим образом:

  • ЭС1 пригородный — 443;
  • ЭС1 премиум — 340;
  • ЭС2Г пригородный — 386/416;
  • ЭС2Г городской — 346;
  • ЭС1П и ЭС2ГП — 349.

В каждой «Ласточке» всегда есть места для инвалидов. Как правило, их выделено 4, и установлены универсальные туалеты для пассажиров с ограниченной возможностью. Также из посадочных мест предусмотрены 30 откидных.

Нумерация мест в вагонах поезда «Ласточка»

Схема нумерации мест в электропоезде простая:

  • у окна — нечетные места;
  • все остальные — четные места (включая откидные, у прохода и средние);
  • в вагонах №1 и №5 — два специальных места для инвалидов-колясочников.

Описание вагонов поезда «Ласточка»

Надежная и продуманная конструкция электропоезда «Ласточка» позволяет разместить все необходимое оборудование в пространстве на крыше и под вагонами. Благодаря такому решению, внутренняя зона используется по-максимуму, делая каждую поездку пассажиров комфортной. Этому способствует и удачный дизайн салона, выполненный в спокойных светлых тонах, встроенное освещение, система кондиционирования и громкоговорителя для быстрого оповещения пассажиров.

Со всей серьезностью создатели электропоезда подошли и к внутренней отделке. Пол состоит из «плавающих» древесно-стружечных плит, с гладким покрытием на основе ПВХ или каучука. В облицовку стен включен алюминий и армированный стекловолоконный пластик, а в боковые окна установлены теплоизолирующие стеклопакеты, которые нельзя разбить.

Как курсирует поезд «Ласточка»

Эксплуатация электропоезда зависит от его типа: «Стандарт», «Новый стандарт-Премиум» и «Премиум». В основном, курсируют данные электропоезда в европейской части России.

Ласточка «Стандарт»

Электропоезд курсирует на маршруте:

  • Санкт-Петербург – Великий Новгород;
  • Москва – Нижний Новгород;
  • Роза Хутор – Краснодар;
  • Имеретинский Курорт – Краснодар;
  • Адлер – Майкоп;
  • Москва – Смоленск;
  • Краснодар – Анапа;
  • Краснодар – Кисловодск.

Ласточка  «Новый стандарт-Премиум»

Электропоезд курсирует на маршруте:

  • Москва – Иваново;
  • Москва – Курск;
  • Москва – Орел;
  • Москва – Смоленск;
  • Москва — Белгород;
  • Москва – Санкт-Петербург;
  • Санкт-Петербург – Сортавала;
  • Санкт-Петербург – Бологое;
  • Санкт-Петербург – Псков;
  • Петрозаводск – Великий Новгород.

Ласточка «Премиум»

Данные тип скоростного электропоезда используется для обслуживания только четырех направлений: Ростов – Краснодар, Санкт-Петербург – Петрозаводск, Ростов – Новороссийск, Ростов – Кисловодск.

История создания и выпуска

Проектирование и начало производства .

В 2009 году ОАО «Российские железные дороги» заказало компании Siemens разработку пригородного двухсистемного электропоезда, адаптированного к условиям России. Новые поезда планировалось использовать в Сочи для пригородных пассажирских перевозок во время Зимних Олимпийских игр 2014 года, а затем частично передать на другие линии для беспересадочного обслуживания маршрутов, имеющих участки как с переменным, так и постоянным током. Ранее компанией Siemens для российских железных дорог уже выпускались электропоезда ЭВС1/ЭВС2 «Сапсан» (Velaro RUS) для высокоскоростного сообщения. При проектировании нового электропоезда за основу была взята модель пятивагонных электропоездов Siemens Desiro ML. 29 декабря 2009 года ОАО «Российские железные дороги» подписало контракт с немецкой компанией Siemens на поставку 54 электропоездов Siemens Desiro RUS стоимостью 410 млн евро. Эти электропоезда получили обозначение серии ЭС1 (электропоезд Сименс, 1-й тип). В целом же линейка локализованных для России поездов Siemens Desiro RUS получила коммерческое название «Ласточка».

Необходимость появления двухсистемного поезда, оборудованного схемой автоматического перехода с одной системы на другую, была вызвана особенностями электрификации железнодорожных линий в регионе проведения Олимпийских игр: основная железнодорожная сеть, пролегающая на равнинных участках вдоль побережья Чёрного моря, электрифицирована постоянным током напряжением 3 кВ, в то время как строившийся горный участок Адлер — Красная Поляна ввиду крутизны уклонов было решено электрифицировать переменным током напряжением 25 кВ частоты 50 Гц. Также появление двухсистемных электропоездов позволяло организовать пригородное железнодорожное сообщение по маршрутам, включающим участки как постоянного, так и переменного тока без остановки на станции стыкования, включая маршрут Адлер — Краснодар со станцией стыкования Горячий Ключ.

Все технические решения, принятые компанией Siemens при проектировании нового электропоезда Desiro ML Rus, обсуждались с широким кругом специалистов профильных научно-исследовательских институтов и согласовывались с ОАО «РЖД». Многие решения в области конструкции проектируемого поезда специалисты компании Siemens позаимствовали у российских специалистов, занимавшихся организацией высокоскоростного сообщения в России, а также из опыта, приобретённого при создании высокоскоростных электропоездов Velaro RUS. В частности, базовая платформа электропоезда Desiro ML подверглась адаптации к новым условиям эксплуатации на сети с шириной колеи 1520 мм в условиях суровой русской зимы. Сложные топографические условия региона проведения Олимпийских игр предъявляли повышенные требования к системам автотормозного и тягового оборудования, в связи с чем электропоезда были спроектированы с учётом обеспечения безопасной эксплуатации в горном режиме на линии с руководящими уклонами до 40 ‰. Дизайн, исполнение кабины управления и пассажирского салона обсуждались непосредственно на базе макета головного вагона электропоезда.

В марте 2011 года ООО «Уральские локомотивы» (СП «Сименс АГ» и группы «Синара») и ООО «Аэроэкспресс» создали совместное предприятие для локализации производства электропоездов в России. Производство составов было организовано на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Свердловская область), ранее выпускавшем электровозы серий 2ЭС6 и 2ЭС10. Производство было запущено в конце 2013 года. 7 октября 2011 года ОАО «РЖД» разместило заказ на поставку 1,2 тыс. вагонов электропоездов «Ласточка» в исполнении только для постоянного тока. Эти электропоезда получили обозначение серии ЭС2Г (2-й тип, городской), буква Г была выбрана для того, чтобы отличать эти поезда от модернизированных в Сибири ЭР2, получивших после модернизации обозначение серии ЭС2. Контракт подписали президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин, президент, председатель правления Siemens Петер Лешер и президент ЗАО «Группа Синара» Дмитрий Пумпянский на Международном железнодорожном бизнес-форуме «Экспо 1520» в Щербинке.

Российские железные дороги также заключили с Siemens контракт на техническое обслуживание 54 электропоездов, которые РЖД заказали в 2009 и 2010 годах. Контракт вступил в силу в 2013 году и рассчитан на 40 лет. Сумма договора составляет более 500 млн евро. Документ был подписан В. Якуниным и П. Лешером.

В 2018 году на заводе «Уральские локомотивы» был разработан промежуточный моторный вагон, а также новая микропроцессорная система верхнего уровня управления. Это было использовано для создания семивагонного электропоезда ЭС2Г, который в середине мая 2018 года был отправлен на испытания на кольцо ВНИИЖТ (городской округ Щербинка). В октябре того же года испытания завершились выдачей заводу сертификата соответствия поезда требованиям технического регламента Таможенного союза. В свою очередь, это позволило значительно расширить варианты составности поезда, и в декабре 2018 года этот же электропоезд был дополнен ещё тремя вагонами[3]. Вариант электропоезда переменной составности изначально подготовлен для Московского центрального кольца (МЦК).

В том же году на заводе «Уральские локомотивы» были проведены опытно-конструкторские работы по созданию своего варианта двухсистемного поезда. Он был разработан на платформе «Ласточка-Премиум» для межрегиональных поездок на расстояние до 700 км. К маю была разработана конструкторская документация, а к сентябрю построены два опытных образца (ЭС1П-001 и ЭС1П-002). В ноябре этого же года электропоезд успешно прошёл все приёмочные и сертификационные испытания, а в декабре «Уральские локомотивы» получили сертификат на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза.

Выпуск

За всю историю электропоездов Desiro RUS созданы составы двух основных версий, имеющие пять различных вариантов исполнения пассажирского салона в шести комбинациях:

  • ЭС1 — электропоезд двухсистемного питания постоянным током 3 кВ и переменным током 25 кВ 50 Гц. Имеет три варианта салона:пригородного-регионального исполнения 3 класса (составы ЭС1 с номерами 001—045);
    межрегионального исполнения повышенной комфортности 1 и 2 классов (составы ЭС1 с номерами 046—054);
    межрегионального исполнения повышенной комфортности, с салонами 1, 2 и 3 класса (составы ЭС1П);
  • ЭС2Г — электропоезд постоянного тока 3 кВ. Имеет три варианта салона:пригородно-городского исполнения (составы ЭС2Г с номерами 001—044, 087—100, 102—105, 114—135, 137 и выше);
    городского исполнения с уменьшенным числом сидячих мест и салонными поручнями (составы ЭС2Г с номерами 045—086, 101, 106—113, 136);
    межрегионального исполнения повышенной комфортности, с салонами 1, 2 и 3 класса (составы ЭС2ГП).

Электропоезда ЭС1 строились с 2011 по 2014 год на заводе Siemens в городе Крефельде в Германии, всего было выпущено 54 состава. Изначально в Германии планировалось построить только первые 38 составов, а сборку остальных 16 осуществить в России на заводе «Уральские локомотивы». Однако от первоначальных планов наладки производства двухсистемных поездов ЭС1 российский завод отказался, и в итоге оставшиеся поезда также были построены в Крефельде. Первые 45 составов получили салон пригородно-регионального исполнения, а последние 9 — межрегионального исполнения повышенной комфортности для дальних маршрутов.

Электропоезда ЭС2Г, ЭС2ГП и ЭС1П строились на российском заводе «Уральские локомотивы». Их производство стартовало 11 ноября 2013 года. Первый поезд был изготовлен в июне 2014 года. 62 % компонентов для него произведены в России. В 2017 году уровень локализации производства «Ласточек» составил свыше 80 %. К 2021 году должно быть произведено 240 поездов. Первым поездом этого завода стал ЭС2Г-001; на конец 2014 года там же изготовлены ещё четыре поезда, также типа ЭС2Г (номера от 002 до 005). C 2015 года объём производства составов резко увеличился в связи с открытием в сентябре 2016 года движения городского поезда на Малом кольце МЖД. По состоянию на ноябрь 2020 года изготовлено 144 электропоезда серии ЭС2Г, 17 серии ЭС2ГП и 21 серии ЭС1П с салонами повышенной комфортности, имеющих отдельную от ЭС2Г и ЭС1 нумерацию.

-2
-3
-4

-5
-6

«Сименс» и РЖД: поезда «Ласточка»

Видео с канала : Siemens !!!!!!!!!