В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 7.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Межмуниципальная автодорога 20К-В12-0 Богучар – Петропавловка.
Участок маршрута: Залиман – Галиёвка.
Расстояние маршрута: 4 км.
Федеральный округ: Центральный федеральный округ.
Регион: Воронежская область.
Административный район: Богучарский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Обширная составная часть природного района: Среднерусская возвышенность.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.
День в пути: 1-й день.
На выезде из села Залиман стоит указатель поворота в Ростов и Воронеж – здесь заканчивается объездная Богучара, и если бы мы не стали заезжать в город, то именно отсюда бы выехали на трассу до Калача. В последние годы в России номера большинства автомобильных дорог изменили, длинные региональные трассы условно разделили на кусочки, и выдали им новые непонятные номера, в которых просто невозможно не запутаться. Так, например, если раньше все знали эту трассу просто как Богучар – Калач, то теперь участок от Богучара до Петропавловки имеет название «межмуниципальная автодорога 20К-В12-0», а участок дальше до Калача «20К-В24-0», хотя, по сути, трасса как шла в Петропавловке прямо, так и идёт до сих пор.
Богучарский район Воронежской области расположен в степной зоне на южных отрогах Среднерусской возвышенности. С автодороги видно, как по живописному зелёному лугу в устье реки Богучарки красиво стелется по ветру степной ковыль. В 1985 году в этом месте было выявлено Выгонское поселение эпохи бронзы.
А мы приближаемся к хутору Галиёвка, на подъезде к которому наша автодорога делает небольшой красивый изгиб.
Изначально основную часть населения здешних сёл составляли казаки-черкасы и украинские переселенцы – свободолюбивый народ, который во времена крепостного права нередко устраивал восстания против своих хозяев, из-за чего эти земли считались краем бунтовщиков. Даже сейчас здесь нередко можно услышать название хутора не иначе как «Галиивка» на украинский манер.
За крышами хуторских домов с автодороги хорошо просматривается урочище Тонконогое – пойменная дубрава с ольшаником на правом берегу реки Дон. На противоположном берегу Дона вдаль простирается довольно обширный лес Подколодновского лесничества, сначала дубово-ольховый, но по мере удаления от поймы сменяющийся сосновыми лесопосадками. На моей фотографии макушки тёмного соснового леса можно разглядеть далеко на горизонте.
В хуторе Галиёвка мы заехали посмотреть на местную церковь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», которая находится в завершающей стадии строительства, а точнее – в стадии перестройки бывшего здания местной бани под храм.
Перед спуском к реке Дон справа от дороги можно увидеть памятник землякам хутора Галиёвка, погибшим в годы Великой Отечественной войны, представляющий собой обелиск и две пушки рядом с ним.
Одна из них – это 76-миллиметровая дивизионная и противотанковая пушка ЗиС-3 образца 1942 года, самое массовое советское артиллерийское орудие времён ВОВ.
На выезде из хутора установлен приветствующий нас указатель Залиманского сельского поселения, хотя на самом деле здесь мы уже покидаем его территорию, так что логичнее было бы пожелать всё-таки счастливого пути.
Уже возле самой реки Дон можно увидеть небольшой памятник, установленный на месте, где с июля по декабрь 1942 года проходила линия фронта – передовая линия при освобождении Богучарского района от немецко-фашистских захватчиков.
Сразу за памятником стоит жёлтая информационная табличка, предупреждающая о том, что уровень воды в реке Дон может быть низким, в связи с чем при проезде по наплавному мосту возможно повреждение автомобиля.
Оказывается, вместо нормального моста через Дон здесь перекинута наплавная понтонная переправа, съезд на которую при понижении уровня воды может быть настолько крутым, что не каждая машина сможет проехать, не зацепив дно, а низкие иномарки нередко отрывают здесь свои бамперы и глушители.
Движение через понтонный мост одностороннее, регулируется шлагбаумом, который при большом потоке машин периодически закрывается с одной стороны, чтобы дать возможность начать движение автомобилям уже с противоположной стороны реки. Из-за этого, естественно, здесь часто собираются пробки. Нам повезло – движение было не сильным, поэтому машины проезжали через понтон самостоятельно, как только на нём освобождалось место для движения, без всяких шлагбаумов.
К плавучему мосту пришвартованы небольшие катера – они нужны для того, чтобы в случае прохождения по Дону баржи эти понтоны на время можно было развести. Не знаю, правда это или нет, но поскольку судоходство на Дону сейчас открыто от города Лиски и дальше вниз по течению, то теоретически вполне возможно появление здесь какой-нибудь баржи, правда на сколько в этом случае остановится автомобильное движение – представить сложно. Более правдоподобно звучит версия развода моста зимой во время прохождения ледохода.
Справа от понтонной переправы открываются красивые виды пойменных дубово-ольховых урочищ Подколодновского лесничества, которые мы видели издалека за крышами хуторских домов Галиёвки. На правом берегу реки – урочище Тонконогое, слева – урочище Дуброво.
Среди ольшаника левобережья можно разглядеть небольшие группы людей, отдыхающих на Дону. На картах это место обозначено как пляж, но по факту здесь просто дикие полянки у реки.
С противоположной стороны переправы, вверх по течению мы видим высокий правый берег Дона с красивыми меловыми склонами. На вершине холма возвышается телемачта российской телевизионной и радиовещательной сети высотой 249,9 метров, построенная в 1982 году. На другом берегу – урочище Бычково, представляющее собой пойменный лес ольшаника с участками ивняков, кустарниковых зарослей, болотины и луговины. Через него мы будем проезжать сразу после понтонного моста.
Примерно в полутора километрах от переправы в меловых породах высокого правого берега расположена одна из многочисленных донских пещер – Галиёвская пещера, основанная в XIX веке слепым монахом Порфирием как пещерный монастырь с подземной церковью, просуществовавшей здесь до 1930-х годов. С моста эту пещеру не видно, зато на берегу реки можно рассмотреть бетонную опору эстакады заброшенного ленточного конвейера, по которому когда-то с местного элеватора подавалось зерно для погрузки на баржи.
Когда проезжаешь по наплавному мосту, то уровень воды кажется здесь настолько близко к машине, будто река вот-вот поднимется, и поплывём мы на нашей амфибии по Дону куда-нибудь в сторону Ростова.
Потихоньку спустившись на переправу, мы без повреждений преодолели наплавной мост, но некоторые водители, кто торопился при заезде на понтоны, прямо при мне чирканули дном своих машин платформу моста, не критично, но всё же неприятно.
Во время съезда с моста обратно на берег также не стоит забывать о том, что здесь под большим углом стоит ещё одна железная платформа, соединяющая мост с асфальтом. Говорят, был тут один случай, когда при съезде с платформы задом повис пассажирский автобус, так пассажиры с водителями всех ближайших машин часа три выталкивали его на берег.
Переехав на другую сторону реки, напоследок ещё раз полюбуемся красивым высоким правым берегом Дона с его белоснежными выступами меловых пород. Отсюда на вершине холма хорошо просматривается Галиёвский элеватор, который портит своим видом всю окружающую панораму местности, поэтому не будем задерживаться здесь надолго, и продолжим наш путь дальше.
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
Читать о путешествии с самого начала ☯
Все части моего рассказа о путешествии в Якутию и другие можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».