17,4K подписчиков

"Руки потирал в предвкушении удовольствия": роман, ставший для Булгакова антидепрессантом

1,9K прочитали

Елена Сергеевна Булгакова, последняя жена писателя, вспоминала, что в 1936-1937 годах тот проводил часы за печатной машинкой, и из его кабинета доносились взрывы громового хохота.

Что же он писал в это время? Что произошло в жизни писателя в 1936 году?

Елена Сергеевна Булгакова, последняя жена писателя, вспоминала, что в 1936-1937 годах тот проводил часы за печатной машинкой, и из его кабинета доносились взрывы громового хохота.

...В 30-е годы Булгаков служил в Московском Художественном театре.

Многие думают, что он числился драматургом. Однако на самом деле работал он и как режиссёр-ассистент. И немало же крови выпило у писателя его сотрудничество с МХАТовцами! И в первую очередь - великим Станиславским.

К.С. Станиславский
К.С. Станиславский

Не хочется раздавать поспешные оценки героям драмы, что разыгрывалась за кулисами театра. Все были по-своему правы и виноваты, все тянули одеяло на себя и не могли понять друг друга — говоря словами булгаковской же Маргариты, "обе вы хороши!".

Но была и третья сторона конфликта: власть и критики (про них я еще расскажу в другом посте). Несколько пьес писателя были сняты с репертуара. После тягостной истории с постановкой спектакля "Мольер" по пьесе "Кабала святош" Булгаков уволился из театра. (И, кстати, устроился на работу в Большой; но это тоже совсем другая история).

М.А.Булгаков через год после ухода из МХАТ
М.А.Булгаков через год после ухода из МХАТ

И "роман", и разрыв с МХАТом дался писателю очень трудно. И чтобы не сойти с ума, всю желчь он излил на страницы нового романа.

Таинственного романа.

Романа, который никогда не был закончен.

Романа, который сам автор, со свойственным ему черным юмором, озаглавил "Записками покойника".

Постер фильма "Театральный роман" О.Бабицкого и Ю.Гольдина
Постер фильма "Театральный роман" О.Бабицкого и Ю.Гольдина

А нам он известен как "Театральный роман".

Елена Сергеевна вспоминала, что муж буквально потирал руки от удовольствия, рассказывая о новой книге. "Записки покойника" буквально спасли его, и, излив на их страницы немалую часть боли и гнева, писатель переключился на более масштабный проект, который мы теперь знаем под именем "Мастер и Маргарита".

Есть два способа читать "Театральный роман". Первый — не зная ничего о прототипах его персонажей. Тогда, как ни странно, он кажется глубже, объемнее, мистичнее. И я думаю, что в первый раз читать лучше так — непредвзято, глазами ребенка.

Второй же способ представляет исследовательский интерес и щекочет любопытство. Он заключается в том, чтобы восстановить и представить себе реальные прообразы героев. Вспомним о взрывах громового хохота! Немало поглумился писатель над теми, кто досадил ему. Не пощадил ни литературную тусовку своего времени, ни театральную.

Конечно же, в таком прочтении роман кажется более плоским, почти пасквилем (хотя есть в нем и очень нежные страницы). "Но всякое знание — все-таки мед", как сказал Горький. В будущих постах мы вместе пройдемся по страницам романа и поговорим о некоторых прототипах булгаковских героев, о загадках "Театрального романа" (знаете, почему его переименовали?) и о том, чем он должен был закончиться.

За мною, читатель!

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь . Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.