Елена Сергеевна Булгакова, последняя жена писателя, вспоминала, что в 1936-1937 годах тот проводил часы за печатной машинкой, и из его кабинета доносились взрывы громового хохота.
Что же он писал в это время? Что произошло в жизни писателя в 1936 году?
...В 30-е годы Булгаков служил в Московском Художественном театре.
Многие думают, что он числился драматургом. Однако на самом деле работал он и как режиссёр-ассистент. И немало же крови выпило у писателя его сотрудничество с МХАТовцами! И в первую очередь - великим Станиславским.
Не хочется раздавать поспешные оценки героям драмы, что разыгрывалась за кулисами театра. Все были по-своему правы и виноваты, все тянули одеяло на себя и не могли понять друг друга — говоря словами булгаковской же Маргариты, "обе вы хороши!".
Но была и третья сторона конфликта: власть и критики (про них я еще расскажу в другом посте). Несколько пьес писателя были сняты с репертуара. После тягостной истории с постановкой спектакля "Мольер" по пьесе "Кабала святош" Булгаков уволился из театра. (И, кстати, устроился на работу в Большой; но это тоже совсем другая история).
И "роман", и разрыв с МХАТом дался писателю очень трудно. И чтобы не сойти с ума, всю желчь он излил на страницы нового романа.
Таинственного романа.
Романа, который никогда не был закончен.
Романа, который сам автор, со свойственным ему черным юмором, озаглавил "Записками покойника".
А нам он известен как "Театральный роман".
Елена Сергеевна вспоминала, что муж буквально потирал руки от удовольствия, рассказывая о новой книге. "Записки покойника" буквально спасли его, и, излив на их страницы немалую часть боли и гнева, писатель переключился на более масштабный проект, который мы теперь знаем под именем "Мастер и Маргарита".
Есть два способа читать "Театральный роман". Первый — не зная ничего о прототипах его персонажей. Тогда, как ни странно, он кажется глубже, объемнее, мистичнее. И я думаю, что в первый раз читать лучше так — непредвзято, глазами ребенка.
Второй же способ представляет исследовательский интерес и щекочет любопытство. Он заключается в том, чтобы восстановить и представить себе реальные прообразы героев. Вспомним о взрывах громового хохота! Немало поглумился писатель над теми, кто досадил ему. Не пощадил ни литературную тусовку своего времени, ни театральную.
Конечно же, в таком прочтении роман кажется более плоским, почти пасквилем (хотя есть в нем и очень нежные страницы). "Но всякое знание — все-таки мед", как сказал Горький. В будущих постах мы вместе пройдемся по страницам романа и поговорим о некоторых прототипах булгаковских героев, о загадках "Театрального романа" (знаете, почему его переименовали?) и о том, чем он должен был закончиться.
За мною, читатель!
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь . Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.