– Николай Максимович, восьмой год вы возглавляете Академию русского балета. Годы пролетели быстро или, как писали, для вас это ссылка, которая тянется и тянется?
– Ссылка, потому что это не мой город, климат не мой. Но я сказал, что наведу в Академии порядок, и сделал это. Посмотрите в окно (интервью проходило в Академии. – Ред.): если вы найдете в Питере такой же чистый, ухоженный двор, покажите мне.
Это великое заведение, здесь учились все мои педагоги, но условия были невыносимые…
Я в шутку говорю коллегам, и это уже стало мемом: покажите мне этот ваш «петербургский стиль». Грязная обувь? Загаженные подъезды? Извините, парадные. А вот мой московский стиль – чисто, аккуратно, отреставрировано. Шучу, конечно.
– В МХТ Олег Павлович Табаков тоже начал с того, что в туалетах появилась бумага…
– Когда вы сами винтик это огромного механизма, вы точно знаете, что надо исправить. Я пришел, умея и зная многое. Но это Петербург – здесь все делается в десять раз медленнее, со всеми надо договориться, учесть «петербургский стиль» и так далее.
Когда из кабинета Натальи Дудинской еще до моего прихода сделали туалет, все молчали. Но стоило мне в кабинете Сергеева оборудовать класс, где дети учат историю балета, сразу закричали, что я ломаю устои.
Почему я называю это ссылкой? Потому что я живу в поезде.
Я люблю Питер, у меня здесь квартира, но я хочу как раньше – погулять, зайти в кафе, постоять на набережной, полюбоваться закатом. Я восемнадцать сезонов танцевал в Мариинском, и не было случая, чтобы я не зашел в Никольскую церковь. А сейчас мне надо специально выделять на это время.
– Вам жаль будет все это оставить?
– Я сразу сказал: господа, я всегда буду премьером Большого театра – это звание у меня никто не отнимет, – а в должности ректора я временно. Не сомневаюсь, что после моего ухода здесь многое разнесут и уничтожат. Мои единомышленники какое-то время посопротивляются, но рыба гниет с головы. А пока вот служу во славу русского балета.
– У Олега Табакова была, как он сам говорил, «чуйка» на талант. Но как разглядеть талант в совсем маленьких детях?
– Никак. В учебном заведении получают образование – остальное проявляется уже на сцене. При переходе из школы в театр все заслуги обнуляются. Конечно, есть люди более способные, но как они построят свою жизнь в театре? К сожалению, многие строят доносами и харассментом.
– Как вы думаете, в России возможно раскрутить ситуацию, как в Америке, с Вайнштейнном?
– Нет. Здесь была, есть и будет абсолютная монархия, как бы не назывался существующий строй. И это не столько политика власти, сколько менталитет общества. Демократии здесь не будет никогда.
В 2013 году в Большом театре разразился грандиозный скандал. Мы все подтвердили, что имел место харассмент, но девчонку просто заклеймили, а подлец здравствует по сей день.
Беседовала Лариса Царькова, журнал «Панорама»