Найти тему
Исмаил Абушов

Договор подряда

Нормы ГК РФ о договоре подряда очевидно построены в пользу интересов Заказчика. Хотя бы потому что ему предоставлено право отказа от исполнения договора безо всякой мотивировки (ст. 717), а подрядчик может воспользоваться подобным правом только в определенных случаях.

Одним из таких случаев является неисполнение заказчиком своих встречных обязательств по договору (ст. 719).

Судебная практика раскрывает эту норму - к случаям неисполнения заказчиком встречных обязательств можно отнести:
непередачу строительной площадки;
неоплата аванса (когда начало работ привязано к авансу);
неустранение препятствий, мешающих началу работ;
неоказание содействия подрядчику;
непредоставление необходимой технической документации и пр.

Главная рекомендация для всех подрядчиков - при обнаружении любых препятствий, которые могут привести к срыву работ (как связанные, так и не связанные с действиями/бездействием заказчика), незамедлительно уведомлять заказчика официальным письмом с максимально возможным описанием препятствия. Причем, письма должны направляться с ускоренной частотой, а также с обязательным подтверждением его получения заказчиком.

Кроме того, подрядчик должен приостановить работы до получения от заказчика дальнейших указаний. В противном случае, позже, при просрочке выполнения работ подрядчик уже не сможет сослаться на эти обстоятельства, как на основание, исключающее его вину в нарушении обязательства (ст. 716).

Таким образом, когда подрядчик будет в суде взыскивать задолженность с заказчика, а тот заявит встречное заявление о взыскании неустойки (которая зачастую сводит долг в ноль), то указанные ранее письма и уведомления будут главным доказательством отсутствия вины подрядчика в нарушении срока выполнения работ.

Напомню, что принятие должником всех мер должной заботливости и осмотрительности в целях надлежащего исполнения обязательства исключает его вину (ст. 401).

Кстати, подряды по государственным и муниципальным контрактам также не являются исключением (п. 12 Обзора ВС РФ от 28.06.2017).