636 подписчиков

О роли случайности в спорте

162 прочитали

Те события, которые мы видим в мире спорта, – есть результат сложного сочетания осмысленных действий и случайных факторов. Биатлонисты промахиваются по мишеням - и это не всегда есть следствие технических огрехов или неправильного тактического распределения сил. Великий спортсмен - Майкл Джордан - в воспоминаниях отмечал, что за свою блестящую карьеру промазал 9 тысяч раз. 26 раз ему давали пас для выигрывающего игру броска, и он промазывал. На Олимпийских играх 1968 года в секторе по прыжках в длину было три явных, стопроцентных фаворита, которые, как казалось всем экспертам, и будут вести между собой борьбу за золото: Ральф Бостон (чемпион ОИ-1964), Линн Дэвис (чемпион Игр Содружества-1966) и наш спортсмен - знаменитый Игорь Тер-Ованесян (призер ОИ-1960 и 1964, личный рекорд на уровне мирового). Но надо же было так случиться, что Боб Бимон выполнит свой невероятный прыжок на 8,90 м и с блеском победит, попутно установив нереальный мировой рекорд.

Факторы, определяющие успех в спорте, многообразны и подчас переплетены довольно сложным образом!

Однако человеческое сознание ищет закономерности даже там, где их нет. Мы видим замки и причудливых животных в облаках, а тренеры видят блестящие закономерности в тренировках, которые зачастую являются просто стечением случайных обстоятельств.

Один из ярких примеров - это вера в то, что во время баскетбольной игры один из спортсменов может обрести "горячую руку" (hot hand). Это ситуация, когда вдруг все его броски начинают лететь в корзину. Товарищи по команде стараются работать на такого нападающего, а защищающаяся команда пытается предпринимать дополнительные усилия по его блокированию.

В баскетболе многие игроки и тренеры верят в феномен "hot hand" (фото с сайта: www.usatoday.com/)
В баскетболе многие игроки и тренеры верят в феномен "hot hand" (фото с сайта: www.usatoday.com/)

Однако беспристрастная научная проверка показала, что такого феномена не существует, и серия удачных попаданий - это просто реализация случайной последовательности [Gilovich, T., et al. (1985). "The hot hand in basketball: On the misperception of random sequences." Cognitive psychology 17(3): 295-314].

Давайте обратимся к тренерской работе. Чем определяется успех в спорте? Всегда ли победы ученика свидительствуют о недюжинных дарованиях тренера, его опыте и интуиции, коммуникативных навыков и т.д.? Обратите внимание на картинку ниже:

Игра в монетку (график взят из книги: Tetlock, Philip E., and Dan Gardner. Superforecasting: The art and science of prediction. Random House, 2016.)
Игра в монетку (график взят из книги: Tetlock, Philip E., and Dan Gardner. Superforecasting: The art and science of prediction. Random House, 2016.)

Замечательная книга Superforecasting: The art and science of prediction рассказывает об эксперименте, когда 2800 добровольцам даётся задание предсказать выпадение монетки (орёл или решка) в серии из 104 бросков. В итоге большая часть участников более-менее дали прогнозы 50/50, но также образовались две категории в хвостах распределения - очень неудачно прогнозировавшие (Very bad guessers) и очень удачно прогноризовавшие (Very good guessers).

Для бросания монетки понятно, что речь не идёт о каких-то выдающихся дарованиях "очень-хорошо-угадывающих". И понятно, что если продолжить серию бросков, то произойдёт регрессия к среднему. Это, кстати, наиболее частая ситуация, когда молодой игрок в серьезной лиге показывает блестящие показатели, а последующем сезоне проваливается. Это не означает, что игрок вдруг растерял все свои навыки и мастерство, просто в первом сезоне стечение случайностей привело к реализации хвоста распределения, а последующий сезон реализовал так называемую регрессию к среднему.

В мире же спорта тренерский успех также может в существенной степени определяться простой удачей: например, он встретил спортсмена, под которого, наконец-то, его система подготовки отлично зашла. Или же главные соперники на ключевых соревнованиях уже завершили карьеры/еще не перешли во взрослый спорт (такой вакуум иногда возникает). Или произошел завал на эстафете, и ключевые эстафетные команды поломали инвентарь и оказались отброшены от борьбы за медали. Или тренер удачно "сел на деньги", и одаренные, уже подготовленные спортсмены пошли толпами переходить под его руководство и т.д. и т.п. Это весьма сложно трезво вычленить вклад случайных событий в тот или иной успех.

Людям же, как я уже отмечал выше, свойственно искать закономерности и строить объяснения задним числом. Проще всего приписать успех своему тренерскому гению и непогрешимости! Поэтому часто можно видеть, как после ошеломительных тренерских успехов, идёт затяжная серия неудачных сезонов. А новые ученики даже не могут улучшить личные рекорды.

Уважаемые читатели, а что вы думаете про соотношение закономерного и случайного в спорте? И о том, какова роль случайного в спортивной жизни?..