Канадский музыкант Фред Мандел присоединился к группе Queen в самый разгар Hot Space Tour, заменив выбывшего клавишника Моргана Фишера. О работе с группой Мандел рассказал в рамках недавнего интервью официальному порталу Queen.
Как появилась возможность присоединиться к Queen?
На этот вопрос я никогда не смогу ответить! В 1980 году вместе Дэйви Джонстоном я участвовал в записи пластинки Элиса Купера «Flush The Fashion», которую продюсировал Рой Томас Бейкер. От него я и узнал, что Queen ищут клавишника. Я получил эту работу после небольшого собеседования с Джерри Стикеллсом в Лос-Анджелесе. Он предложил присоединиться к группе, не зная толком как я играю! Джерри лишь сказал: «Я знаю, что ты умеешь играть, но я должен убедиться, что ты поладишь с ребятами!»
Значит, всё произошло неожиданно?
У меня была всего неделя, чтобы освоить новый синтезатор и большой репертуар Queen, после чего я должен был сразу же вылететь в Монреаль на встречу с группой. Именно там я должен был впервые выступить вместе с Queen перед аудиторией в 18 000 человек. Во время Hot Space Tour Джон играл на ритм-гитаре, поэтому оставались некоторые басовые партии, которые я также должен был играть. Их было очень непросто выучить! Я не знаю, как справился со всем этим, но я был по-настоящему увлечен работой, поэтому ребята остались довольны.
Какие песни Вы исполняли на сцене?
Мое участие распространялось на большинство песен тура, включая даже «Under Pressure». Кроме того, я играл некоторые фортепианные партии «We Are the Champions».
Когда начиналась «Crazy Little Thing Called Love», Фредди выводил меня на переднюю часть сцены и представлял публике. В турне этот номер заметно трансформировался за счет дополнительной партии фортепиано. Благодаря этому я мог смело импровизировать, особенно в тандеме с Фредди… это было очень весело.
Какой Ваш самый любимый концерт тура?
Хотя Торонто и не был моим родным городом, но именно там прошло мое детство. Там же я научился играть рок-фьюжн и R&B, когда играл с прекрасной группой Domenic Troiano. В 1980 году я должен был выступить в Торонто с Элисом Купером, но тогда произошла серьезная заминка, потому что Элис так и не появился! Так что два концерта со знаменитой группой Queen можно считать музыкальной изюминкой… и в отличие от шоу Элиса Купера, люди не швыряли стулья в сторону моих усилителей!
Чем японская аудитория отличается от североамериканской?
Японские поклонники были довольно фанатичны… но в хорошем смысле. Наше приземление в аэропорту Нарита стало настоящим испытанием. Нам с Брайаном пришлось бежать к машинам, и до конца тура нас всюду сопровождали фанаты.
Каково было появиться вместе с Queen во время шоу Saturday Night Live в 1982 году?
Это было их первое выступление в прямом эфире на американском телевидении, и это был первый раз, когда я видел, как парни нервничали. Мы исполнили «Crazy Little Thing Called Love» и «Under Pressure», и я подозреваю, что продюсер не собирался снимать клавишника, но Фредди легко нарушил эти планы, когда подошел ко мне на сцене! Тогда у него были кое-какие проблемы с голосом, но Фредди всё равно спел так, как не смог бы никто другой. В целом, это было хорошее выступление.
А вскоре Вы присоединились к Брайану в студии Record Plant в Лос-Анджелесе, когда он вместе с Эдди Ван Халеном, Аланом Гратцером и Филом Ченом записывал альбом «Star Fleet Project»
Основная тема «Star Fleet» была хорошо продумана, где я должен был сыграть на синтезаторе. Затем мы застряли на «Blues Breaker» и «Let Me Out», так как Брайан и Эдди бесконечно оттачивали свои длинные гитарные соло! «Blues Breaker» - просто джем из трех аккордов.
Брайан описал сеанс как один из лучших опытов в своей жизни…
Во время записи царила настоящая атмосфера товарищества, и все мы отлично провели время. Далеко не всегда появляется возможность импровизировать в студии, играть блюз и другие интересные вещи; обычно у вас есть определённая цель и четкий план работы… но тогда всё было очень свободно, и я думаю, что запись неплохо передала это.
Как Вы присоединились к работе над альбомом «The Works»?
После Hot Space Tour Queen решила взять годичный отпуск. В 1983 году я присоединился к группе Supertramp в качестве сессионного музыканта, а потом примкнул к команде Элтона Джона. Но я всё время поддерживал связь с ребятами из Queen, поэтому однажды они пригласили меня на запись своего нового альбома.
В чем было главное отличие студийной работы от гастролей с группой?
До этого они никогда не привлекали к работе других музыкантов, поэтому это сотрудничество можно считать по-настоящему знаковым. К концу гастролей Hot Space я подружился с ними, так что предстоящая студийная работа совсем не казалась страшной.
С Queen было очень комфортно. Меня нельзя назвать классическим сессионным музыкантом, так как со всеми группами, с которыми играл, я записывал оригинальный материал.
Ребята верили в меня, в мои профессиональные возможности, которые я показал во время этого турне.
Считается, что Ваш главный вклад в альбом увенчали четыре трека. У каждого из них был свой автор в Queen, поэтому было бы очень интересно узнать, как проходила запись этих песен.
Тогда они арендовали три музыкальных студии, и мне удалось поработать в каждой из них во время записи. Ребята никогда не давали строгих указаний, старались не делать серьезных замечаний.
Для «Radio Ga Ga» Роджер придумал оригинальную басовую партию, к которой я добавил фортепиано и синтезатор. Чтобы трек стал более полным, я предложил несколько идей для баса, некоторые из которых Джон сохранил на пластинке.
В другой студии, где находились Мак и Фредди, я сыграл на синтезаторе Jupiter 8. Мелодия была закончена, когда Брайан включил туда свои гитарные партии.
Я думал, что «Man on the Prowl» — это своего рода продолжение «Crazy Little Thing». Фредди попросил меня сыграть на фортепиано, на которым я бы «исполнил все свои рок-н-ролльные штучки». Он рассмеялся и сказал: «Они всё равно подумают, что это я!» Но Фредди всегда был честным парнем, поэтому особо отметил мой «разрывающий и ревущий финал»! На самом деле концовка трека представляет собой мои дурачества за инструментом.
Недавно Мак напомнил мне, что в «I Want to Break Free» я сыграл соло на синтезаторе и все партии на клавишных. Соло было сделано за один дубль, за исключением последней ноты, которая понижается на целую октаву, поэтому мне пришлось оставить свой Jupiter 8 (который был настроен для гитарных линий; можно сказать, что во время игры на синтезаторе я думаю как гитарист). Надо отдать должное инженерным навыкам Мака, который смог уловить эту единственную ноту с помощью технологии, доступной в то время. Остальное было чистой импровизацией, которая неожиданно появилась в моей голове. Такие вещи нужно вовремя записать, так как потом вы никогда так не сыграете.
До этого момента я не предполагал, что никто, кроме Брайана, никогда не играл соло в Queen. Если бы я узнал об этом раньше, то никогда бы не сделал ничего подобного, так как очень не хотел портить отношения с Брайаном. К счастью, он посчитал мои вставки подходящими для этой мелодии… и он всё ещё великолепно играет её вживую на гитаре! И не могу не добавить – мы всё ещё дружим!
Для «Hammer to Fall» от меня потребовалось создать лишь несколько звуковых эффектов.
Внутри группы существовали разногласия по поводу использования синтезаторов на альбоме «The Works»?
Хотя я иногда шутил, что до меня они не использовали синтезатор, Фредди и Джон сыграли на нем во время записи альбома «Hot Space». Возможно, у каждого участника группы были свои влияния и предпочтения, но они каким-то образом смогли объединить всё это, создав довольно оригинальный материал.
Парни всегда собирались вместе, так как каждый из них привносил что-то свое в звучание трека, независимо от того, кто его написал. Благодаря этому они смогли добиться оригинального звучания, потому что никто не играл так, как Queen. У ребят всегда был узнаваемый звук, который ощущался во всех жанрах, в которых они работали.
Каково было услышать вновь (тридцать лет спустя после записи «The Works») свои фортепианные партии в «Let Me in Your Heart Again», которая украсила альбом «Queen Forever»?
Мне всегда нравился этот трек, и я убедил Брайана выпустить его. В начале я присоединился к Брайану, Роджеру, и Джону, чтобы создать материал для альбома Аниты Добсон… Тогда я не знал, что Фредди успел записать вокал для песни. Это исполнение я считаю по-настоящему выдающемся. Несомненно, «Let Me in Your Heart Again» - великая песня Queen, и я действительно горжусь, что внёс свой вклад в её запись. Я бы очень хотел, что она была выпущена примерно в то же время.
Продолжение следует…