В припеве песни "American Pie" Дона Маклина мы слышим строчку "день, когда умерла музыка", которая относится к 3 февраля 1959 года, когда восходящие звезды музыки Холли, Ричи Валенс и Ричардсон, также известный как The Big Bopper, погибли, когда их частный самолет врезался в заснеженное поле.
Холли, Валенс и Биг Боппер были на грани успеха и гастролировали в рамках тура Winter Dance Party, когда они приняли судьбоносное решение вместо поездки на автобусе лететь самолётом.
3 февраля 1959-го года 3 музыканта Холли, Ричи Валенс и Дж. П. Ричардсон будучи легендами рок-н-ролла взошли на чартерный рейс во время метели.
Через несколько минут после взлёта самолёт разбился, убив всех, кто находился на борту и навсегда изменил хронологию поп-музыки. Сегодня мы разберёмся что именно случалось в день, когда умерла музыка.
Итак, раннее утро 3-го февраля 59-го в Клир-Лейк, Айова. Тур Winter Dance Party, возглавляемый Бадди Холли, который недавно покинул свою прежнюю группу The Crickets, казалось, был обречён с самого начала.
Начался он 23 января 59-го в Милуоки, штат Висконсин и абсолютно нелогично зигзагом проехал через Айову и Миннесоту. Билл Григгс, историк, сказал: "Им было всё равно, они будто метали дротики в карту. Тур из ада... так они его назвали. И это неплохое имя".
В добавок к плохим условиям, музыканты были вынуждены путешествовать на школьных автобусах, которые по словам Григгса не были приспособлены для них. Автобусы не отапливались и поездка через Висконсин во время очень холодной зимы сказалась как на транспортных средствах, так и на пассажирах.
По оценке Григгса, 5 автобусов использовались в первые 11 дней тура. Гитарист Томми Оллсап вспоминает эту поездку:
Мы начали путешествие, шёл сильный снег и автобус ехал всё медленнее и медленнее, начались мигать лампочки и внезапно он просто остановился. Водитель сказал, что автобус буквально заморожен.
Музыканты ютились под одеялами, сжигали газеты в проходах, пили и пытались развлекать друг друга. Было очень холодно. Барабанщик Карл Банч получил обморожение ног и впоследствии пропустил большую часть тура.
Такие адские условия побудили Холли взять билеты на самолёт в ночь на 3 февраля. Больше недели Холли, Ричардсон, Валенс и остальные музыканты из тура путешествовали автобусом, сталкиваясь с проблемой за проблемой. Все согласились, что все в автобусе устали и даже ожесточились из-за плохих условий.
Одной из причин, почему Холли решил совершить путешествие самолётом - банальное желание поскорее постирать одежду. Перелёт был рассчитан так, что до выхода на сцену у музыкантов остались бы целые сутки на отдых.
Риччи Валенс изначально не должен был садиться на борт самолёта. Холли предложил одно из двух запасных мест Диону Димуччи из Dion and the Belmonts, который должен был открывать тур. Полёт обошелся Холли в 108 долларов, а одно место было предложено Диону за 36 доллларов.
Дион чётко запомнил эту цифру, ведь для него в то время это была довольно значительная сумма денег. Когда Бадди озвучил стоимость полёта, музыкант подумал: "Мои родители платят 36 долларов за аренду и они всю жизнь спорили из-за этих 36 долларов ведь мой отец был красивым мужчиной, но очень эмоциональным как подросток. И он никогда не работал".
В конце концов, Дион подумал, что 36 долларов, что на наши деньги около 300 - слишком высокая цена, так что он отказался от предложения Холли.
Затем Холли спросил двух своих товарещей по группе, не нужны ли им места. Гитарист Томми Олсап и басист Уэйлон Дженнингс были готовы к полёту, но всё изменилось когда Ричардсону, который внезапно заболел гриппом, стало хуже.
Дженнингс уступил коллеге место, а Валенс, который в принципе ненавидел самолёты, но тоже болел, также попросил место. Впрочем, была подброшена монетка и всё решил случай.
Я не знаю что заставило меня предложить ему это ведь я говорил "нет" весь день. Ричардсон сказал "решка" и это была решка.
Прежде чем стать иконой кантри-музыки Уэйлон Дженнингс играл на басу с Холли. Когда тот сказал Дженнингсу, что зарезервировал для того место в самолёте, Уэйлон предложил своё место Биг Бопперу.
Холли посчитал забавным, что Дженнингс собирается провести ещё одну омерзительно холодную ночь в автобусе и сказал:
Надеюсь, твой чёртов автобус снова замёрзнет.
Дженнингс же ответил на это:
Что же, надеюсь, твой старый самолёт разобъётся.
Эти брошенный в порыве слова преследовали Дженнингса на протяжении всей жизни.
Боже всемогущий, в течение многих лет я считал себя виновным в аварии.
2 февраля 1959-го - 11-я остановка тура в танцевальном зале Surf Ballrom в Клир-Лейк, Айова. Но следует отметить, что эта дата даже не была внесена в первоначальный план тура.
Это должен был быть выходной для музыкантов, но позвонил заказчик тура и попросил выступить. В конце концов, выходной означает отсутствие заработка. В Surf Ballrom музыканты исполнили 2 сета, последний закончился около полуночи.
После сетов небольшая группа фанатов последовала за Холли, Валенсом и Ричардсонов а аэропорт и долго махала им, когда музыканты подымались на борт.
Когда в воздухе начала кружить метель, небольшой 4-месный самолёт взлетел. Согласно отчёту Совета гражданской авиации, самолёт взлетел в южном направлении в обычном режиме. Когда он пролетел примерно 5 миль (8 км) люди в аэропорту видели как лампочки на самолёте медленно снижаются, а затем и вовсе исчезают. Также пропала радиосвязь с самолётом.
На следующее утро в ходе авиационных поисков был обнаружен самолёт на заснеженном поле фермы. Без свидетелей сложно сказать что именно случилось с самолётом, но по оценкам экспертов, он упал на землю со скоростью примерно 170 миль (273 км) в час.
Они также считают, что конец правого крыла первым коснулся земли и всех музыкантов буквально выбросило за борт когда он перевернулся и разорвался на части.
Холли и Валенса нашли примерно в 17 футах (5 метрах) от места крушения, а вот тело Ричардсона находилось на расстоянии 40 футов (12 метров). Питерсон же застрял в самолёте и полиция наша его внутри фюзеляжа.
Части самолётов были обнаружены спасательными бригадами вплоть до 540 футов (164 метров). Хотя непогода не позволяла добраться к самолёту в течении целых 10 часов, все 4-ро погибли сразу же.
Роджер Питерсон, 21-летний пилот был слишком неопытен, чтобы лететь в метель. Он налетал всего 771 час за 4 года, но поскольку ни двигатель ни другая механика не дала сбой, официальной причиной аварии была объявлена именно неопытность.
Также не были найдены доказательства тому, что Питерсон был осведомлён о надвигающейся метели. Хотя опытный пилот мог бы успешно справиться с такими погодными условиями, Питерсон не был таким.