Найти тему
千里

Великий поход китайского регулятора

Почему власти приняли решение заблокировать IPO в самый последний момент

Джек Ма считается образцовым китайским бизнесменом: членство в коммунистической партии, щедрые социальные программы и, конечно же, неоценимый вклад в развитие китайской технологической отрасли. Но даже самые выдающиеся и, казалось бы, преданные сыны отечества иногда теряют контроль над собой. За несколько дней до IPO основатель «Alibaba» выступил с критикой Комиссии по регулированию банковской и страховой деятельности Китая. Ма сравнил китайского регулятора с «ростовщиком», намекая на несовременные методы управления финансовой системой. Критика прозвучала достаточно громко, чтобы её услышали в Пекине.

Наивно полагать, что многомиллиардная операция сорвалась только из-за неосторожно брошенных слов в адрес властей. Пекин уже несколько лет следит за развитием кредитно-финансового направления деятельности Ant Group, и у регулятора за это время накопилось достаточное количество вопросов к компании. Один из самых насущных – о правовом статусе. Ни для кого не секрет, что Ant Group занимается микрофинансами и кредитует китайское население, выступая в роли посредника между пользователями их специализированных приложений (Huabei и Jibei) и банками.

Проблема в том, что дочерняя компания оставляет на своем кредитном балансе не более 2% с каждого выданного кредита, тем самым нивелируя риск дефолта и перекладывая львиную долю ответственности по выплатам на сторонние банки. Здесь основная претензия китайского регулятора заключается в том, что «Alibaba» фактически не несет никаких обязательств ни перед заемщиком, ни перед кредитором. Власть не устраивает их скромная посредническая роль, так как в этом случае отношения между заемщиком и банком становятся слабо регулируемыми, создавая потенциальную угрозу для роста непогашенных кредитных обязательств. Если Ant Group отказывается выступать арбитром и рисковать своим капиталом, то ситуация может дестабилизироваться в любой момент – такова логика китайского регулятора.

Финансовая стабильность – одна из основ успешного построения «общества среднего достатка», которое является важнейшей целью КНР на ближайшие 15 лет. Предложенная Си Цзиньпином модель социализма с китайской спецификой была призвана решить ключевые социальные и экономические вопросы Китая, в том числе – проблему бедности и финансового благополучия населения. В глазах китайских регуляторов механизмы кредитования Ant Group не только не способствуют установлению финансовой стабильности среди населения, но и создают предпосылки к «раздуванию» всего кредитно-финансового сектора.

Опасения также вызывают темпы роста непогашенных (просроченных) кредитов – проблема, которая тесно связана с таким явлением китайской экономики как «теневая банковская деятельность». Данная ситуация не только ставит заемщика в сложное финансовое положение, но и сильно бьёт по банковскому сектору в целом, увеличивая количество «дефолтных» банков. Если раньше правительство могло себе позволить выкупать «просроченные» кредиты, то с увеличением бюджетных расходов на восстановление экономики в пост-коронавирусный период, и регулярными экспериментами с ликвидностью, валютным курсом и процентной ставкой, Пекин больше не намерен мириться с «лишними» нерегулируемым потоками денежных средств в китайской экономике.

Восстановление китайской экономики после пандемии – еще одна причина, почему регуляторы не дали зеленый свет Джеку Ма. Разорение малого бизнеса, падение доходов населения, сокращение экспортно-ориентированного производства – лишь некоторые примеры того, как пандемия коронавируса повлияла на экономику поднебесной. И хотя официальные власти рапортуют о постепенном возвращении темпов роста на показатели конца 2019 года, ситуация остается нестабильной. В этих условиях вполне логично ожидать, что предприниматели и обычные люди будут испытывать большой соблазн обратиться к кредиторам за ссудой. Упрощенная процедура получения кредита в приложениях «Ant Group» является ящиком Пандоры в глазах китайского регулятора – массовое кредитование населения в турбулентных экономических условиях также способно привести к образованию «пузыря» в этой чувствительной сфере.

Конкуренция за право кредитовать

В Китае постреформенного периода традиционно высокая роль в вопросах кредитования местного населения отводится банкам так называемой «большой четверки» (ICBC, Bank of China, Agricultural Bank of China, China Construction Bank). После кризиса 2008 года кредитные возможности официального банковского сектора заметно сократились, так как правительство использовало практически все имеющиеся в доступе финансовые ресурсы, чтобы вытащить экономику из пике и сохранить устойчивые показатели роста: глобальные инфраструктурные проекты, инициированные с целью создания новых рабочих мест, субсидии на восстановление экспортно-ориентированной промышленности, а также массовые выкупы обязательств у дефолтных банков обошлись Пекину в несколько триллионов юаней.

Осознав тот факт, что банки большой четверки не станут брать на себя риски по кредитованию населения в условиях кризиса, малый бизнес и рядовые граждане обратились к теневому сектору банковских услуг. Массовый спрос на такие услуги дал толчок развитию «p2p» организаций, которым удалось навязать серьезную конкуренцию государственным банкам в сфере кредитования. Банки «большой Четверки» и раньше неохотно кредитовали малый бизнес, отдавая предпочтение государственным предприятиям. После кризиса, когда все силы и ресурсы были брошены на спасение промышленных гигантов, обеспечивающих экспортные доходы в бюджет, малые и средние предприятия были вынуждены выживать по-своему. Так, большая четверка получила конкурента в лице хаотичной, саморегулируемой и разветвленной организации финансовых институтов.

Критикуя механизмы финансового регулирования, Джек Ма отсылал к ситуации, описанной выше. «Ant Group» сумела предложить заемщикам то, чего не смогли предложить крупные банки – быстрый доступ к деньгам. Вероятно, основателю «Alibaba» сильно не понравились сравнения его модели кредитования с «p2p» организациями, которые действительно действовали как ростовщики. Приложения Ant Group, как я уже отмечал, являются всего лишь посредниками в цепочке предоставления кредитов - в отличие от организаций прямого частного кредитования, которые сами устанавливают залог, ставку и, соответственно, могут ими манипулировать.

Таким образом, большая четверка китайских банков вынуждена конкурировать с частной компанией, которая посягнула на их многолетнюю монополию в сфере кредитования. Правительство было готово мириться с образом успешного по западным меркам визионера и предпринимателя Джека Ма только до тех пор, пока возможности и интересы его компании не стали пересекаться с логикой официального финансового регулирования. Как только Пекин разглядел в Ant Group реальную альтернативу государственному финансовому сектору, политическая элита сказала свое слово.

Угроза из вне

Сама процедура выхода на биржу предполагает покупку акций компании людьми со всего мира. «Ant Group» – лакомый кусок для инвесторов, поэтому не сложно предположить, что ценные бумаги фин-тех гиганта разлетятся в считанные секунды. Пекин видит скрытую угрозу и здесь. Пока не ясно, какой процент от общего количества акций будет выпущен на торги, и что будет представлять собой контрольный пакет акций. В связи с этим китайские власти допускают такой вариант, при котором контроль над компанией может перейти к иностранным фондам – не самый лучший сценарий развития событий в условиях внешнеполитической конфронтации между Пекином и западным миром.

А при чем здесь цифровой юань и социальный рейтинг?

В этом году КНР начала тестирование цифровой валюты в Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне и Чунцине. Правительство планомерно осваивает территорию блокчейн-разработок уже несколько лет, монополизируя право на внедрение этих технологий путем запретов и ограничений. Согласно последним планам, повсеместное внедрение системы платежей с помощью цифрового юаня должно завершиться вплоть к началу Зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 году.

В конце октября директор Института цифровой валюты при Центральном Банке, Му Чанчунь высказался на тему потенциального соперничества межу ЦБ и «Ant Goup» на поле финансовых технологий: «Они [Ant Group и WeChat Pay] всего лишь платежная инфраструктура, кошелек. Цифровой юань – это полноценный платежный инструмент, то есть содержимое кошелька».

Примерно в это же время представители «Alibaba» поспешили заверить общественность, что фин-тех подразделения компании более трех лет участвовали в исследованиях цифровой валюты совместно с Центральным банком. Однако, последующая блокировка IPO наводит на мысль о том, что регулятор начал расчищать дорогу для повсеместной интеграции нового платежного инструмента.

В связи с этим стоит вспомнить об еще одной инициативе китайского правительства, в которой важную роль играют финансы. Система социального рейтинга (кредита) стала предметом дискуссии в 2014 году, когда власти объявили о планах по ее внедрению. Инициатива представляет собой оценку граждан и организаций с последующим присвоением рейтинга, на основе которого предоставляется доступ к тем или иным общественным благам и преференциям, будь то кредит на машину или возможность купить билет на самолет. В основе системы, в том числе лежит массовый контроль над финансовыми операциями. Некоторые китайские экономисты считают, что использование цифрового юаня упростит анализ транзакций со стороны наблюдательных и регулятивных органов.

Несмотря на участие платежных систем «Tencent» и «Alibaba» в эксперименте по внедрению системы социального рейтинга, правительство вероятнее всего сделает выбор в пользу собственной разработки. И пусть никто не говорит об открытом конфликте интересов, но очевидно, что китайские регуляторы намерены планомерно «выталкивать» другие платежные системы, чтобы их ниши занял цифровой юань.

Что дальше?

СМИ прогнозируют, что Джек Ма сможет провести IPO минимум через полгода. Ant Group должна проделать серьезную работу над ошибками и определиться наконец со своим статусом в кредитно-финансовой сфере. Основной вопрос заключается в том, сможет ли компания избежать проверок регулятора в будущем.