После того как автор текстов группы Nautilus Pompilius Илья Кормильцев умер, а писавший для той же группы музыку Вячеслав Бутусов продолжил жить, значение первого начали преувеличивать, а второго – преуменьшать.
Не так давно в эфире популярной программы «ВДудь» интервьюер Юрий Дудь на полном серьезе спросил: великим ли поэтом был Кормильцев? Гость программы, музыкальный редактор Михаил Козырев, столь же серьезно ответил – нет, не великий, но выдающийся. Далее было упомянуто, что Бутусов получил награду от губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, то есть поддерживает «путинский режим», в то время как Кормильцев был ярым оппозиционером, который незадолго до смерти пошел с Бутусовым на открытую конфронтацию и сказал ему буквально следующее: «Я не хочу, чтобы наёмные гопники, оттягивающиеся за счёт налогоплательщиков, внимали стихам, которые я писал сердцем и кровью». Цитата, конечно, была взята из «Википедии».
Итак, был ли Кормильцев великим поэтом? Вот начало его известной баллады «Утро Полины», которую он сочинил, будучи зрелым по поэтическим меркам автором, в середине 90-х годов:
«Руки Полины, как забытая песня под упорной иглой
Звуки ленивы и кружат, как пылинки, над её головой
Сонные глаза ждут того, кто войдёт и зажгёт в них свет
Утро Полины продолжается сто миллиардов лет…»
Первая строчка оригинальна и отмечена незаурядным поэтическим дарованием, но три последующих, несмотря на то что они идеально встраиваются в заданную парадигму, – клише. Такие строчки не найдешь не то что на страницах поэтических сборников О. Мандельштама или Т. С. Элиота, их не найдешь даже в академических изданиях, где публикуются отвергнутые варианты. Тем не менее, положенный на замечательную музыку Бутусова и оживленный его вокалом, текст производит сильное впечатление. Поэтому Кормильцев не был «выдающимся» поэтом, но он, безусловно, был выдающимся и даже великим поэтом-песенником.
Что до противопоставлений Бутусова и Кормильцева на основании их политических взглядов, или комментариев, что музыкант делает «чес» по стране, не упоминая при этом покойного коллегу, то это малая и искаженная часть картины. Те, кто слушал Nautilus Pompilius когда оба – и Бутусов и Кормильцев – сотрудничали, знают что их отношения были не такими как пытаются представить в «Википедии» или на канале «ВДудь». Существует книга «Введение в Наутилусоведение», которую написали свидетели событий Леонид Порохня и Александр Кушнир и там много показательных фактов. Например, в 90-х Кормильцев принимал участие в записи альбомов группы, участвуя во всех стадиях производства, он ходил вместе с Бутусовым на ТВ, а также в одиночку представлял прославленный рок-коллектив на программах. Кормильцев был единственным имеющим отношение к группе, кого Бутусов взял с собой в Лондон для записи последнего альбома «Яблокитай». Часто ли поэт-песенник получал подобные полномочия и признание? Автор текстов Маргарита Пушкина сочинила ряд хитов, которые звучат из машин и окон квартир, но когда говорят про группу «Ария», то вспоминают вокалиста Валерия Кипелова. Когда говорят про Nautilus Pompilius, то рядом с Бутусовым перед мысленным взором неизменно всплывает Кормильцев.
Спекуляции по поводу политической ориентации и агрессивные цитаты, вырванные из контекста, не смогут повлиять на общую фактологическую массу – Бутусов и Кормильцев на равных сотрудничали в течение 15 лет и сочинили в рамках проекта Nautilus Pompilius серию высококачественных альбомов. Это само по себе достаточно ясно говорит об их отношениях и почему бы лишний раз не напомнить пользователям интернета об их дружбе и удивительном творческом союзе, а не о том, как после распада группы они якобы перессорились.