Найти тему
Кавказский скит

Как посвятить ребенка Богу?

В день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм вспоминается то, о чем с первого века, с первых годов христианской Церкви передавалось среди первых христиан из поколения в поколение, потом к следующим поколениям – и так до сегодняшнего дня. Церковное Предание говорит о том, что родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна были бездетными: много десятилетий не имели детей. Это было для иудеев того времени большим несчастьем: считалось, что Господь наказывает эту пару за какие-то их тайные грехи, – хотя эти люди были чрезвычайно праведными, ходили во всех заповедях Божиих беспорочно. Тем не менее, это клеймо бездетности на них лежало, и они молились, не переставая, Господу Богу до старости о даровании им дитяти. И дали обет: если родится ребенок, посвятить его Богу.

Миниатюра из Миноло́гия (или менология) Васи́лия II — древнейшего сохранившегося иллюстрированного византийского манускрипта в жанре житийной литературы. X век. Место хранения: Ватиканская библиотека, Ватикан.
Миниатюра из Миноло́гия (или менология) Васи́лия II — древнейшего сохранившегося иллюстрированного византийского манускрипта в жанре житийной литературы. X век. Место хранения: Ватиканская библиотека, Ватикан.

А мы с вами прекрасно знаем, что молодые родители часто не имеют достаточной любви к своим детям, и только когда они становятся пожилыми людьми и у них появляются внуки, вот тогда приходит к ним настоящая любовь. И эта любовь бабушек и дедушек бывает сильнее, чем у молодых людей – отца и матери.

И вот Иоаким и Анна были, практически, в возрасте дедушки и бабушки, когда они стали родителями. И какая же у них должна была быть любовь к своему Дитяти, к этой маленькой Деве Марии! Мы даже представить себе не можем. Они ведь были уже в возрасте и так долго ждали этого Ребенка.

И тем удивительнее то, что они исполняют свой обет. Это даже представить себе трудно, как можно оторвать своего ребенка, долгожданного ребенка, от своего сердца. Это, действительно, как взять и отрезать самому кусок своего сердца – страшно болезненно. Но они пошли на этот шаг, выполнили свой обет: они привели трехлетнюю Девочку в храм Господень, чтобы передать Ее на воспитание. Это удивительный подвиг престарелых родителей – остаться одним на старости, отдать свою Дочь, свое любимое Дитя в храм священнику.

Что ими могло двигать? Только глубочайшая вера: отдать свое Дитя в руки Божии! Потрясающее явление. Удивительнейшая вера. Вера такая, что она победила плотскую, родительскую любовь. Вера в Бога и любовь к Богу оказались сильнее. И понимание того, что Господь лучше может воспитать, чем родители. Вот что двигало этими родителями.

К сожалению, современные родители совершенно по-другому поступают. Если они сами растят ребенка, то только для себя; балуют его, выполняют все, что он захочет. И представить себе, чтобы вот так посвятить его Богу, расстаться с ним добровольно,– это даже на ум не приходит. Это страшно.

Вспомним других родителей, которые в христианстве повторили этот подвиг Иоакима и Анны. Давайте вспомним мать одного из сорока мучеников Севастийских, самого молодого из этих воинов – Мелитона. Помните, когда они стояли в озере и замерзали, но все же остались живы, правитель области приказал им перебить ноги. После этого воины скончались, и только младший остался жив – он еще дышал. Всех погрузили на телегу, а его пожалели, не положили вместе с мертвыми товарищами, которых повезли на сожжение и оставили на берегу озера. Тогда мать Мелитона взяла его на руки и понесла за этой телегой, чтобы ее сын удостоился той же участи мучеников и увенчался у Христа Бога небесным венцом вместе со своими товарищами, которые пострадали за Христа. Мелитон умер по дороге, и мать возложила тело своего сына рядом с товарищами, и они были сожжены все вместе.

Сорок мучеников Севастийских. Фреска работы Зорзиса Фуки. 1547  г., монастырь Дионисиат Афон.
Сорок мучеников Севастийских. Фреска работы Зорзиса Фуки. 1547 г., монастырь Дионисиат Афон.

Вспомним Софию, мать трех дочерей – Веры, Любови и Надежды, которая укрепляла их в подвиге терпения за Христа. Их мучили на глазах матери, но она не говорила: «Доченьки, отрекитесь от Христа!»,– чтобы спасти их жизнь. Она, наоборот, укрепляла их в подвиге: «Спасайте свои души! Не здесь, в земной жизни, а в вечной жизни». И как мать, видя эти страдания дочерей, претерпела все эти мучения до конца. И умерла потом на их могиле.

Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Фреска работы Зорзиса Фуки. 1547  г., монастырь Дионисиат Афон.
Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Фреска работы Зорзиса Фуки. 1547 г., монастырь Дионисиат Афон.

Вспомним другую мать, молодую женщину с младенцем на руках, которая ночью бежала в катакомбы, где тайно молились первые христиане римские. Ее увидели воины, которые были посланы императором, узнавшим, где скрываются христиане, чтобы убить их во время тайной ночной молитвы. Воины пожалели эту молодую мать:

- Куда ты бежишь?

- На молитву, к христианам.

- Так мы посланы, чтобы их всех убить. Беги домой, пока ты жива. Мы не хотим твоей гибели – убегай, спасай своего младенца!

Она говорит им:

- Нет, я хочу в Царство Небесное, и мой сын тоже должен попасть в Царство Небесное.

И она побежала туда, в катакомбы, где ее зарубили мечами так же, как всех других христиан.

Вот такое было понимание удивительное у родителей. И их любовь к Богу и к своим детям, которым они желали венец мученический ради Царства Небесного, побеждала их плотскую человеческую любовь.

К сожалению, сегодня мы не видим, чтобы родители, даже родители-христиане, заботились о спасении души своего ребенка. Я рассказывал как-то о том, что в Душепопечительский Центр имени Иоанна Кронштадтского пришла пара, муж и жена, – верующие интеллигентные люди. С собой привели ребенка лет двенадцати. Их принимал отец Иоанн, имеющий огромный опыт работы с духовно больными людьми. Когда он увидел этого ребенка, сразу понял, что это игроман. Подозвал его к себе и спросил (родители в это время сидели на стульчиках, рядом): «Скажи, сколько ты сегодня убил с утра?» Ребенок ответил: «Ну, человек двести…» Родители чуть не упали со стульев. Оказывается, они даже не знали об этой зависимости. Ребенок сидит тихо, спокойно, не мешая родителям. Это было приятно для них. Думали: сидит дома за компьютером, уроки делает. На самом деле он играл в компьютерные игры и убивал до нескольких сотен в день. Они об этом даже не догадывались, не беспокоились, что делает ребенок, что он смотрит, во что играет, чем занимается. Не мешает – и хорошо. Родители довольны: они общаются между собой, занимаются своими делами.

А что с телефончиками, со смартфончиками?! В них столько грязи! И демоны внушают детям искать те сайты, которые их отравляют. И огромное количество детей сегодня просто зомбированы с помощью смартфонов. Они посещают такие сайты, что потом у них уже сознание меняется. И вернуть их к прежнему состоянию почти невозможно, потому что родители не занимаются воспитанием своих детей. Очень часто приходится нам, священникам, слышать от мамы или бабушки: «Вот у меня такой сыночек был верующий! С детства целовал иконочки, любил в храме свечки зажигать, знал все молитвы утренние чуть ли не наизусть! А в 14 лет сказал: «Мамаша, тебе надо, ты и ходи в храм! А я пойду на дискотеку с друзьями». Совершенно изменился! Перестал ходить в храм и стал, как неверующий, хотя закончил церковно-приходскую школу».

В чем дело? А дело в том, что мамы, бабушки водили ребенка, и он ходил, пока был маленький. Он слушал красивые сказки о праздниках. Он воспринимал это, как сказки про дедушку Мороза, не более. О Введении Богородицы во храм, о Воскресении Христовом, о Крещении Господнем, о всех других двунадесятых праздниках... Но веры это не прибавляет. И родители не прибавили веры своему ребенку. И когда ему исполнилось лет 13-14 и гормон ударил в голову, он забыл все, потому что не воспринимал мир, законы, которые управляют мирозданием; законы духовные не воспринял в душу свою, потому что родители не внушили этого.

В церковно-приходских школах тоже не внушают этого; просто рассказывают какие-то вещи, которые дети воспринимают, как сказки. Про дедушку Мороза, когда взрослеем, мы тоже понимаем, что это была сказка. Маленькие были – верили, а уже в 10 лет поняли, что это сказка – милая сказка, на которую можно не обращать внимания. И дети, закончившие воскресные школы при храмах, выходят после них и вспоминают рассказы о церковных праздниках, как сказки.

Нет христианского мировоззрения. Не сумели родители вложить его. Не занимались воспитанием, не посвятили своего ребенка Богу, не поняли, что главная цель родителей – это воспитание такого христианина, который смог бы войти в Царство Небесное, чтобы душа дочери (или сына) спаслась.

И в связи с этим мне хочется вспомнить одну игуменью, хорошо мне знакомую. Я никогда в жизни (в нашей, советской) не видел настоящей старицы – игуменьи. И вот довелось мне побывать в одном монастыре во Франции, в местечке, которое называлось Бюсси-ан-От. Монастырь в честь Покрова Божией Матери. Там была игуменья – мать Ольга (Слезкина; 1915-2013). Потрясающий человек! Сейчас ее уже нет – она почила несколько лет тому назад в возрасте почти столетнем. А познакомились мы с ней в 90-х годах. Удивительно духовная старица! Как она воспитывала своих сестер! Мы с ней встречались и в Москве, когда она приезжала в Россию, и во Франции, в монастыре Бюсси-ан-От. Я удивлялся ее духовности и тому воспитанию, которое она давала своим сестрам. Но когда я прочитал ее книгу воспоминаний, то понял, откуда это идет. Это шло оттого, что в их семье воспитание детей было поставлено на самом высоком духовном уровне: детей воспитывали нравственно.

Матушка Ольга (Слезкина). Фото из открытых источников.
Матушка Ольга (Слезкина). Фото из открытых источников.

Вот она вспоминает о своем дедушке, Иване Львовиче Слезкине. Это был генерал-лейтант, начальник Московского губернского жандармского управления, человек, который временами делал доклады лично Государю императору. Вы понимаете, какой это уровень? И вот этот жандармский генерал-лейтенант был человеком глубочайшей веры!

Мать Ольга в своей книге вспоминает, как дедушка с бабушкой праздновали юбилей своей свадьбы, может быть, золотой. Они не собрали в качестве гостей знатных людей своего круга, не устроили для них пир, не устроили бал с танцами. Они с женой поехали в Троице-Сергиеву Лавру, подготовились к причастию и в день этого своего праздника причастились там.

Надо сказать, что дедушка, когда ездил по Московской губернии с инспекционными проверками, каждый день писал своей супруге письма. Некоторые из них сохранились у матушки Ольги, и она их процитировала для меня. Меня поразили эти письма! К примеру, он пишет своей жене: «Обрати внимание на Машеньку. Она у нас немножко ленива, постарайся воспитать в ней трудолюбие, чтобы она умела заботиться не только о себе, но и о братьях и сестрах. За каждое доброе дело старайся ее поощрять, чтобы у нее был стимул. Ее надо отучить от лени. А вот Коленька жадноват. Когда даешь ему конфетки, обязательно учи его делиться с братиками, приучи его к щедрости». Вот так папа, который был в отъезде, заботился о воспитании своих детей. Он думал о том, как подавить греховные качества своих детей и воспитать в них добрые качества.

Кто из родителей сейчас этим занимается? Кто стремится посвятить лучшие качества своих детей Богу, а греховные – подавить? Очень и очень немногие, почти никто. Не хочется заниматься своими детьми. А вот генерал, начальник жандармский, занимался своими детьми, помнил о них и заботился об их воспитании, так как понимал, что если они (мама с папой) не воспитают детей, то ни школа, ни гимназия, ни университет ничего уже не дадут. И они этим занимались, они об этом думали.

Посвятить ребенка Богу. Пусть не отвести, как Иоаким и Анна, в храм и там оставить с благочестивыми женщинами, которые жили в специально отведенных помещениях, убирались в храме, шили священнические облачения. Вот с этими благочестивыми вдовами жила и воспитывалась Дева Мария. Не обязательно отдавать в храм. Посвятить Богу ребенка – это, в первую очередь, воспитать его настоящим христианином. И конечно, те дедушка и бабушка, Иван Львович Слезкин и его супруга, воспитывали своих детей именно так, по-христиански, а те, в свою очередь, так воспитали свою дочь. А знаете, чьей она была невестой, эта мать Ольга, игуменья монастыря? Она была невестой будущего митрополита Антония Сурожского (Блума). Они хотели пожениться, пришли (еще совсем молодые люди) за благословением к митрополиту Евлогию (Георгиевскому) (прим. ред.: 1868 — 1946; экзарх Западной Европы Московского Патриархата, т.е. управляющий русскими приходами). А он, провидя их будущность, сказал: «Вам надо принять монашество, обоим». И вот один стал митрополитом, другая – игуменьей. Но эта закваска родительская, эта любовь родительская, это воспитание родительское вот что сделали с этими детьми – и с одним, и с другим.

Современная икона Богоотцов Иоакима и Анны "Древо Иессеево". Фигура Богоотроковицы в центре композиции венчает крону дерева, берущего начало от праведного Иессеея – отца пророка Давида, из рода которого происходил Иоаким.
Современная икона Богоотцов Иоакима и Анны "Древо Иессеево". Фигура Богоотроковицы в центре композиции венчает крону дерева, берущего начало от праведного Иессеея – отца пророка Давида, из рода которого происходил Иоаким.

Поэтому сегодня мы должны взирать на подвиг Иоакима и Анны, родителей Богородицы, таким образом: ребенка своего, детей своих родители должны посвящать Богу, то есть воспитать их истинными, настоящими, глубоко понимающими свою веру христианами, а не формальными какими-то псевдохристианами, которые носят крестик, изредка ставят свечки и еще реже приходят в храм для того, чтобы исповедаться и причаститься. Ну, а нам, монахам, праведные Иоаким и Анна служат примером той любви к Богу, которая превысила самые святые чувства родительские. И мы должны постараться возгревать в себе эту любовь к Богу, Который любит нас больше, чем наши родители. И если бы мы были внимательными к своей жизни, мы бы увидели, сколько раз Он нас спасал в самых страшных ситуациях, в которых мы могли бы погибнуть. Но Господь протягивал Свою невидимую руку и спасал нас. И мы должны быть всегда благодарны своему Творцу и Богу. Аминь.

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru .

Пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236 или

перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,

сумма - на Ваше благоусмотрение.