Найти в Дзене
михаил прягаев

Историки упорно не хотят видеть в опричнине Ивана Грозного нашу Российскую инквизицию.

Реконструкция облика Ивана Грозного работы Герасимова.
Реконструкция облика Ивана Грозного работы Герасимова.

Сериал об Иване Грозном всколыхнул новую волну споров о нем, об опричнине, о его роли в истории страны.

В процессе написания романа «Апокриф», пытаясь отыскать место расположения Богородичного монастыря, о котором упоминается в письме монаха Акиндина Тверскому князю Михаилу Александровичу, я наткнулся на информацию о том, в 1569 году, в самый разгар опричнины, Иван Грозный разрушил Городню, заподозрив его жителей в измене.

Погрузившись в изучение материалов так или иначе связанных с этим знаковым для страны явлением, я с удивлением открыл для себя, что собственное понимание причин опричнины не в полной мере совпадает с оценками историков.

Посмотрев вышедшую по следам сериала «Иван Грозный» программу «Агора» с участием таких современных корифеев исторической науки, как доктора исторических наук Николай Борисов и Андрей Юрганов, это несовпадение я ощутил вновь.

В чем оно заключается Вы поймете из ниже приведенного отрывка из моего романа «Апокриф».

«- Я порылась в исторических документах – положила Тамара начало обсуждению – и дорылась вот до чего.

Наверное, самое логичное, предположить, что послание было направлено в ту обитель, к которой, выражаясь современным армейским языком, был приписан монах Акиндин, то есть в Богородичный монастырь. Но, к сожалению, сейчас на территории Тверской области такого монастыря нет. Его сейчас вообще нигде нет. Как я не старалась, мне не удалось найти о нем ни одного упоминания нигде, ни в интернете, ни в специальной литературе. Хотя, видит Бог, я приложила уйму усилий. Вынуждена констатировать. Установить доподлинно, где располагался этот монастырь, не представляется возможным.

Единственным, созвучным с названием монастыря, культовым строением является Церковь Рождества Богородицы в Городне на Волге. Это, пожалуй, самая старая церковь Тверской области. Теперешнее село Городня располагается на месте, где изначально стоял, относящийся к Тверскому княжеству, город Вертязин. Это был большой, по тем меркам, и значимый город. Его высокую значимость определяло то, что он находился на границе непримиримых противников - Тверского и Московского княжеств. Это, по всей видимости, предопределило и его дальнейшую трагическую судьбу. Подтверждением высокой значимости города может служить тот факт, что именно здесь Тверской князь Михаил Александрович подписал мирный договор с побежденными новгородцами.

Опустошительный пожар 1412 года стер Вертязин с лица земли. Но, практически сразу, внук Михаила Александровича, Александр Иванович Тверской вновь отстроил его, изменив, по какой-то причине, название на Городень. В исторических документах сохранилась запись об этом событии: «паки заложи Городен и пристави людей множество Тверичь и Кашинцев, и срублен бысть вборзе». – Как и в предыдущий раз, Тамара излагала собранную ею информацию по памяти, и обращалась к помощи своего планшета только чтобы дословно и безошибочно воспроизвести некоторые цифры и цитаты.

- И, конечно, в столь большом и значимом городе не могло не быть монастыря. И он был. Да, не один, а целых два. Но назывались они Петровский и Афанасьевский. Это известно из исторических источников XVI века. Данный факт не исключает того, что в более ранний период здесь находился Богородичный монастырь.

Но в 1569 году, в самый разгар опричнины, Иван Грозный разрушил Городню, заподозрив его жителей в измене.

Интересно, что идеологической основой возникновения опричнины была борьба с семенами опаснейшей ереси, которые попали на Русскую землю с запада и подрывали основы православной веры, Апостольской Церкви.

Надо сказать, что к суду над еретиками более полувека назад призывал еще Новгородский владыка Геннадий. Его воодушевлял пример испанской инквизиции, о котором он знал из общения с посланником германского императора и от своего сотрудника - монаха-доминиканца. «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол Цесарский про шпанского короля, как он свою землю очистил, я с тех речей и список тебе послал»- пытался он подтолкнуть Московского митрополита к решительным действиям.

От слов архиепископ перешел к делу, и подошел к нему творчески. Некоторые осужденные еретики были посланы митрополитом к Архиепископу Геннадию. «Он же за четыредесять поприщь повелеваше всажати на коня в седла ючныя, и одежда их повеле обращати передомь назадь и хрептом повеле обращати их к главам коньским, яко да зрят на запад в уготованный им огонь».

Поприще – древнерусская мера длины. В XV веке поприще составляло 750 саженей, который был равен 2 метрам 16 сантиметрам. То есть «за четыредесять поприщь» означает примерно за 65 километров - прокомментировала Тамара особо непонятное слово из древнерусского текста. – То есть за 65 километров до Новгорода Архиепископ распорядился надеть на осужденных еретиков одежду задом на перед, и также, задом на перед, посадить их на коней. – Перевела женщина старинный текст на современный язык.

- А на главы их повеле възложити шлемы берестены остры, яко бесовьскыа, а еловци (навершие шлема) – Тамара продолжила изредка вставлять короткие коментарии - мочалны, а венцы (нижний край тульи шлема) соломены, с сеном смешаны, а мишени писаны на шлемах чернилом: «Се есть сатанино воинство!». И повеле ходити по граду, и сретающим (встречающим) их повеле плевати на них, и глаголити: «Се врази Божии и христианьстии хулници!». Потом же повеле пожещи шлемы, иже на главах их. Сия сътвори добрый он пастырь, хотя устрашити нечестивыа и безбожныа еретикы, и не токмо сим, но и прочим ужаса и страха исполнен позор, поне на сих зряще, уцеломудрятся».

Науськивал власти и почитаемый церковью в лике преподобного святой Иосиф Волоцкий:

«Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку… Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».

Нет сомнений, что идеи Архиепископа Геннадия Иосифа Волоцкого) были реализованы Иваном Грозным в опричнине. В Европе искоренение ереси было поручено специально учрежденному ордену монахов-доминиканцев, который подчинялся непосредственно Папе. Опричнина тоже была учреждена царем по образцу монашеского ордена, который подчинялся непосредственно ему самому. Идеологическим смыслом опричнины стало «просеивание русской жизни» для отделения «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах».

Здесь, пожалуй, необходимо добавить, что опричники Ивана Грозного и орден доминиканцев имели сходство не только в организации, но и в атрибутике.

Герб ордена доминиканцев, одним из назначений которого было - охранять церковь от ереси, изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, из-за чего их называли «Псы господни».

-2

Отличительной особенностью опричников были: собачьи головы на шее у лошади и метла на кнутовище.

-3

Из сказанного можно сделать совершенно логичное заключение о том, что в стертой с лица земли Городне «еретические мудрствования и чужебесие в нравах» имело место быть. А это, в свою очередь, могло быть следствием присутствия здесь искомых нами гностических апокрифов.

Но мне кажется маловероятным, чтобы письменные источники ереси сохранились здесь после тотального разгрома поселения, особенно принимая во внимание, жесточайшие пытки, используемые в ходе, так называемых, дознаний. Раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело – далеко не весь применяемый опричниками пыточный арсенал.

Обнадеживает лишь то, что сохранилась легенда (хочется верить, основанная на реальных событиях), что нескольким монахам удалось на плоту ускользнуть от расправы, направившись вниз по течению Волги. О катарах, учение которых по своему содержанию близко к Русской ереси, известно, что страдание и гибель за свою веру они почитали божьей благодатью. Если наше предположение не ошибочно, то монахи могли отказаться от божьей благодати пострадать и погибнуть за их веру только в том случае, если им это было поручено наставником, вполне вероятно, ради спасения письменных источников их веры. Поэтому, их надо искать ниже по течению Волги.

- Ну, ты глянь. Все в цвет. – Тихим голосом, неожиданно для окружающих проговорил Виктор.

И Тамара и Валерий посмотрели на него с удивлением. В ответ, Веденеев объяснил им причину такой реакции, рассказав о результатах своих ночных изысканий.

- Ну что ж. Тогда, возможно, было бы правильно начать наши поиски с посещения Макарьева Троицкого монастыря. – Предложила Тамара и, не услышав возражений, продолжила - Понадобится топографическая карта местности, план застройки монастыря… - она запнулась, задумавшись над тем, что еще может потребоваться для эффективных поисков. Однако перечень необходимых средств поиска неожиданным образом продолжил Валерий.

- Ласты, маска, акваланг – сказал он, чем вверг и Тамару и Виктора в полнейшее недоумение.

- Поясни. – Произнес Виктор, жестом и выражением лица, демонстрируя свое полнейшее непонимание смысла неожиданной реплики.

- Троицкий Макарьев монастырь, а вместе с ним значительная часть самого Калязина, а кроме них еще около ста деревень и сел, в сороковых годах прошлого столетия были затоплены при строительстве плотины Угличской ГЭС. – Начал давать пояснения Валерий. – И теперь на этом месте – Угличское водохранилище….

Рябоконь рассказывал находящимся в прострации слушателям все, что запомнил из, услышанного во время одной из своих поездок на рыбалку, рассказа очевидца событий. А помнил он довольно много, потому что подробности произошедшего, наполненные драматизмом рассказов об исковерканных судьбах некоторых переселенцев, надолго и прочно врезались в его память.

По мере того, как Валерий рассказывал о затоплении, сознание Виктора начало медленно, но неуклонно выкарабкиваться из пучины отчаянья, в которую обрушилось в самом начале истории.

За окном и сейчас было уже почти лето. А через месяц оно будет в полном разгаре. И Виктор убедил себя, что возможность понырять с аквалангом в комфортных условиях является скорее не непреодолимым препятствием, а дополнительным бонусом. Конечно, это значительно усложняло технологию поиска, выдвигало новые требования к техническому оснащению работ, неминуемо вело к удорожанию проекта. Веденеев принял это как данность.

Своими оптимистическими мыслями он поделился с «командой», именно так с какого-то момента он стал воспринимать находящихся за столом людей. Тамара восприняла его слова с явным облегчением, Валерий – без видимых эмоций.

После этого за столом возникла вполне логичная и предсказуемая пауза. Каждому из присутствующих требовалось время, чтобы «переварить» полученную информацию, свыкнуться с ней. Компания возвратилась к уже подостывшей еде.

За выпивкой и закуской Валерий принялся рассказывать о рыбалке на Угличском водохранилище.

- Ну, что вы, в середине лета это увлекательнейшее занятие. Огромные массы малька «белой» рыбы, слегка подросшими, выходят с отмелей на глубоководье водохранилища. Они представляют собой корм для хищников, которые в огромном количестве сопровождают стаи мальков и жрут…, жрут…, жрут…, нападая из глубины.

Малек вынужден подниматься на поверхность, где становится легкой добычей для чаек.

Птицы большими стаями зависают над косяками рыбы и, время от времени камнем бросаются к воде в попытке добыть себе пищу. От этих бесконечных птичьих выпадов создается впечатление, что вода закипает. Стаи чаек служат рыбакам ориентиром. Те, маневрируют на моторках по водоему и, вооружившись оптикой, высматривают птиц. А обнаружив стаю, направляются прямо в это место. И начинается ловля. Почти каждый заброс спиннинга бывает успешен. Как правило, рыбаки на такую рыбалку оснащают спиннинг несколькими блеснами. Нередко случается, что за один заброс удачливый рыбак вытаскивает из воды два, а то и три окуня. Но такая рыбалка требует проворства. Потому, что обычно через пять, от силы, десять минут сумасшедшего клева все замирает, как и не было, и, чтобы продолжить рыбалку, нужно снова выискивать на горизонте чаек.

Виктор и Тамара слушали «Коня», чьи глаза горели восторгом от воспоминаний о рыбалке, скорее, чтобы проявить уважение к рассказчику, чем из интереса. Но, как только, Валерий досказал свою историю до конца, разговор вернулся в прежнее русло исторических фактов и событий.

- Только подумать. Целый город взяли и уничтожили. В уме не укладывается. – Сказал Виктор.

- А чему Вы удивляетесь? – отреагировала Тамара на эту реплику Веденеева. - За период существования опричнины, с момента ее образования в 1565 году до ее упразднения в 1572, жертвами непосредственно репрессий стало, по меньшей мере, четыре с половиной тысячи человек. В одном только походе на Новгород Иван Грозный казнил более двух тысяч человек. Опричники уничтожили съестные припасы города, следствием чего стали голод и эпидемия чумы, которые унесли жизни половины тридцати тысячного населения города.

Более сотни людей казнены в Пскове. По возвращению Ивана Грозного в Москву, придали смерти с десяток знатных горожан, некоторых – особо изуверским способом. Одного дядьку попеременно обливали кипятком и холодной водой, его жену, раздев, посадили на натянутую веревку и протащили по ней несколько раз. С другого приговоренного живьем срезали мясо. В реке Серой утопили порядка 60 женщин и детей из числа домочадцев казненной знати. В 1570 году там же в Москве, применяя все те же изуверские методы, казнили еще 200 человек. Царь лично присутствовал на казнях и сам изобретал способы пыток и казней.

Версия о том, что опричнина есть не что иное, как инквизиция на Руси объясняет и выбор в качестве объектов самых жестоких репрессий опричнины Ивана Грозного Новгорода и Пскова.

Они долгое врем оставались, как сейчас сказали бы, рассадниками вольнодумствий, в том числе и ересей.

В Новгороде получила широкое распространение родившаяся в Пскове в XIV веке секта стригольников.

Там же, в Новгороде в конце XV века родилась Е́ресь жидо́вствующих, которая дойдя до Москвы была близка к тому, чтобы заместить собой теперешнюю версию Христианства, в качестве государственной религии.

Приверженцами этой ереси были приближенные к деду «Грозного» Ивану III протопопы Успенского и Архангельского соборов Москвы, дипломат и писатель дьяк Фёдор Курицын, невестка Великого князя Елена и даже митрополит Зосима.

- Поразительная, ужасающая, сатанинская жестокость. – Вновь высказался Виктор.

- Не все и не всегда так думали.

- Да, ладно. – Усомнился Веденеев.

- Вообще, интересно наблюдать, как менялась оценка и опричнины и всего периода правления Ивана Грозного и его самого, как исторической личности. В дореволюционной России она предсказуемо была резко отрицательной.

После октябрьской революции она претерпела серьезные изменения. Установочную точку зрения выразил сам Сталин на встрече с кинематографистами по поводу 2-й, запрещенной к показу, серии фильма Эйзенштейна «Иван Грозный»:

«Эйзенштейн – сказал усатый вождь – изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского ку-клус-клана… Войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это».

Излишне даже говорить, что после этих слов вождя историки взахлеб, «перебивая» и «перекрикивая» друг друга, ярко и красочно обосновывали их абсолютную правоту. – Закончив фразу, Тамара потянулась к бокалу и сделала глоток вина.

- Факт, действительно, любопытный. – Сказал Виктор, сам опровергая свой высказанный ранее скепсис. – Но не удивительный. Ну, правда, какой еще оценки можно ожидать от человека, на фоне репрессий которого блекнут даже ужасы опричнины. Но, вот о чем я подумал. Мнение правящей верхушки об опричнине – своего рода «сигнальный флажок» для общества. Как начнут высказываться о ней положительно, жди ее возрождения в том, или ином виде.

- Уже. – Продолжая жевать, вдруг произнес одно единственное слово Валерий, до этого вообще не принимавший участия в разговоре.

Виктор и Тамара замерли одновременно, один со стаканом виски, другая, не донеся до рта вилку с нанизанным на нее куском рыбы, и, с удивлением посмотрели на него.

- Что, уже? – Задал уточняющий вопрос Виктор.

Валера сделал глоток, отправив в желудок содержимое своего рта, но так ничего и не сказал (очевидно, передумав), а лишь протянул руку в сторону лежащего на столе планшета Виктора. Веденеев слегка подтолкнул гаджет в направлении товарища, тем самым давая разрешение им воспользоваться. «Конь» включил планшет и активировал «поисковик», в запросном поле которого набрал: «Памятник Ивану Грозному в Орле». Запустив поиск, он вернул планшет Виктору.

На экране электронного устройства отразился перечень ресурсов, содержащих искомые слова. Виктор активировал первый сайт из этого перечня.

«В Орле при большом скоплении горожан, представителей различных патриотических и религиозных организаций, с участием писателя Александра Проханова, политика Сергея Кургиняна и байкера Хирурга открыли памятник царю Ивану Грозному» - прочитал он первое предложение информационного сообщения.

Затем Веденеев решил, что в данной обстановке правильнее было бы читать вслух, и начал заново, теперь, воспроизводя напечатанный текст в голос:

«В Орле при большом скоплении горожан, представителей различных патриотических и религиозных организаций, с участием писателя Александра Проханова, политика Сергея Кургиняна и байкера Хирурга открыли памятник царю Ивану Грозному. Министров культуры и образования, которых ждала пресса, на церемонии не было. Но на церемонии зачитали обращение главы Минкульта Владимира Мединского».

«Иван IV Грозный – одна из наиболее противоречивых и вместе с тем выдающихся фигур отечественной истории. За годы своего правления он сумел предпринять ряд смелых и решительных шагов, направленных на укрепление единства Русского государства….» Виктор дочитал текст послания главы Минкульта и перешел к изложению рассказа о церемонии открытия памятника.

«Сергей Кургинян обратил внимание на то, что на протяжении многих лет русский народ учили стыдиться всего, что было в истории его страны, а «величие исторической личности Ивана Грозного пытались замаскировать». «Народ говорит: нет очернению того великого, что мы делали», заявил он собравшимся.

Сам губернатор Орловской области Вадим Потомский, выступая на церемонии открытия, отметил заслуги первого русского царя и сравнил с ним нынешнего президента РФ Владимира Путина. «Это человек, который сохранил для нас с вами православную веру, и не позволил никому посягать на нашу территорию - говорил Вадим Потомский – Мы великий русский народ. У нас великий и самый мощный президент, который заставил весь мир уважать Россию и с нами считаться, как это в свое время сделал Иван Грозный»».

Еще в процессе чтения, внимание Виктора привлекла рекламная ссылка: «Патриарх Кирилл благословил установку памятника…». Найдя ее любопытной, Веденеев перешел по этой ссылке на другой ресурс.

«Патриарх Кирилл: Иван Грозный – мощный государственник и заслуживает, чтобы ему был поставлен хотя бы один памятник в России. – Продолжил он читать вслух. - Об этом заявил губернатор региона Вадим Потомский. Губернатор спросил об этом Патриарха в ходе недавнего визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Орел. Патриарх отметил, что Ивана Грозного, конечно, никогда не канонизируют; к его методам управления есть вопросы. Однако он останется в истории России как мощный государственник. По его словам, Орел заслуживает, чтобы тут был поставлен первый в России памятник Ивану Грозному».

- По-моему, комментарии излишни. – Подвел Виктор итог воспроизведенному информационному сообщению, закрывая планшет.

- Позиция Кирилла, конечно, удивляет. – Высказал свое мнение «Конь». – Общеизвестно, что по его приказу Малюта убил его предшественника на посту главы Русского православия – Филиппа. Помнишь, Янковский его играл? – Спросил Валера, посмотрев на Виктора.

- Да, Филипп в Успенском соборе отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. – Как историк, посчитала Тамара необходимым, дать справку. – В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. Но и из застенков этой мрачной обители Филипп продолжал писать царю письма, не оставляя надежды остановить этим волну насилия, за что его позже и задушил Малюта Скуратов.

Эти послания послужили отправной точкой для возникновения на Руси, распространенного и по сей день, выражения «Филькина грамота».

- Признаюсь, я этого не знал. – Сказал Виктор, не мало пораженный услышанным. - Не вызывает сомнений, что оно было запущено в обиход ближайшим окружением Ивана Грозного. – Добавил он, пребывая в задумчивости. - Это говорит о том, что человека, чей поступок, с расстояния прошедших с того времени лет, представляется как подвиг, яркий и не часто встречающийся в истории пример того, как мораль побеждает страх перед смертью, современники из числа правящей верхушки пренебрежительно называли Филька. В этом «Филька» сквозь века слышится и зависть людей не способных на подобный высоконравственный поступок, осознающих свою моральную ничтожность, их ненависть к тому, на фоне подвига которого их ничтожность становится очевидной, бросается в глаза, кричит о себе во весь голос.

- Это самое известное, но не единственное преступление Грозного против церковной верхушки. – Снова взяла слово Тамара. - Во время похода на Новгород царь, по одной версии, надругался над Новгородским Архиепископом Пименом, лишил его сана и сослал в монастырь; по другой – утопил в реке. Своих голов также лишились архимандриты двух придворных монастырей в Москве: Чудова – Ефимий, и Симонова – Иосиф. Был казнен и новгородский архиепископ Леонид. Его обвинили в чародействе, в связи с чем, в Новгороде было сожжено 15 женщин, которые ворожили, якобы, по заданию архиепископа. По свидетельству Псковского летописца - Леонида, обшитого медвежьей кожей, затравили псами. В Москве подверглись репрессиям митрополит Антоний и игумен Крутицкого монастыря Тарасий.

- В этом высказывании Кирилла поражает вот что. – Подключился к обсуждению Виктор. – Раз Патриарх на полном серьезе заговорил о том, что он против канонизации Ивана Грозного, значит, кто-то из церковных иерархов когда-то с таким предложением выступил. Или он сказал это только, чтобы как-то сгладить проступающее наружу лицемерие этого, попирающего богоугодные принципы, поступка? – Продолжал рассуждать Веденеев. – Так или иначе, это еще раз дает основание подумать, что через такую церковь лежит дорога не к богу, а в каком-то другом направлении, хорошо, если не в прямо противоположном.

- Кровь на руках и прежде не являлась для церкви основанием отказать в канонизации. – Вновь вступила в разговор Тамара. – Месть княгини Ольги Древлянам за смерть ее мужа – князя Игоря общеизвестна. Двадцать древлянских послов она закопала во внутреннем дворе своего терема вместе с ладьей, на которой те приплыли. Следующее древлянское посольство она хитростью заманила в баню, где и сожгла. В след за этим княгиня опоила древлян во время тризны по мужу своему, а потом велела всех порубить. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян. Позже она сожгла главный город древлян с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажженную паклю с серой. Это, однако, не помешало Русской Православной церкви канонизировать ее в ранге святой равноапостольной. То обстоятельство, что она приняла христианство, и произошло это еще до крещения Руси, для церкви оказалось важнее, чем тысячи невинно убиенных язычников.

Ну, или князь Владимир, который, захватив в ходе борьбы за власть Полоцк и перебив семью правителя города, попутно изнасиловал невесту своего брата на глазах ее родителей, а затем убил ее отца и двух братьев. Чуть позже он убил и самого брата, предварительно хитростью заманив его на переговоры. Кстати, варягов, к помощи которых он прибег в борьбе за княжеский престол, он тупо кинул.

Одни из первых христианских мучеников Федор и Иоанн тоже погибли во время постпобедных зачисток Киева. И, как утверждает повесть временных лет: был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Одних наложниц у него было более восьмисот. Тем не менее, за заслуги перед церковью в деле крещения Руси, был канонизирован и является в настоящее время святым равноапостольным.

Тысячу лет эта и подобные истории назидают православным, что отмолить можно любое зверство.

Но, не кажется ли вам, господа, что мы слишком далеко отвлеклись от первоначальной темы? – Тамара окинула взглядом мужчин.

- Кажется, кажется. – С поспешностью отреагировал на это замечание Валера, которому ход беседы все более и более не нравился, и даже начал пугать.

Уже перед самым выходом из ресторана Валерий, до этого разглядывавший надписи на картонных подложках, прочитал одну из них вслух - «…никогда не нужно думать об умном; умное да ученое всегда аппетит отшибает. Сами изволите знать, философы и ученые насчет еды самые последние люди и хуже их, извините, не едят даже свиньи». – И, улыбнувшись, добавил. – Это, да. Чехов. Гений.

На столе, и правда, осталось много не съеденного, преимущественно со стороны Виктора и Тамары.

- Слушай, Вить. Я завтра участвую в джип-кроссе. Хочешь составить компанию? – Спросил приятеля Рябоконь, когда мужчины простились с историком.

- Завтра? – Переспросил Веденеев. – Ну, собственно говоря, а почему бы и нет. – Согласился на предложение однокашника Виктор».

Он, видимо, был одержим Великой идеей уничтожить ересь. Доктор исторических наук Андрей Юрганов в какой то степени подтвердил мое предположение. На программе «Агора» он сказал:

«Его интересовала идея совсем другая - ответственность перед Богом за всех подданных. Так сложилось самодержавие, что этот груз упал на, в общем, плечи, хоть и твердые, но в чем-то и ломающиеся, так сказать, под обстоятельствами. И эта степень его невероятной ответственности за страну, людей и подданных ломала во все стороны. Ибо нужно людей наказывать, вовлекаясь в некие процессы, так сказать, религиозной жизни. А это и сложно, и трудно, и этот поворот он осуществил в самой опричнине».

Такая версия, кстати, объясняет не только действия Ивана Грозного, но парадоксальную метаморфозу в судьбе его знаменитого слуги Малюты Скуратова.

Напомню читателю, что Малюта Скуратов, собственноручно задушивший митрополита Филиппа, имя которого стало нарицательным из-за невероятной жестокости, геройски погиб, лично возглавив штурм крепости Вейсенштейн.

Тот, скорее всего, тоже был ревнителем Христианства. Об этом можно сделать вывод на основе версии происхождения его клички «Малюта». Бытует мнение, что Скуратов, будучи человеком сверх религиозным, значительную часть жизни проводил в молитвах, обращаясь к Господу словами «молю тя». Такая неадекватная религиозность бросалась современникам в глаза. Их сарказм привел к тому, что «молю тя» переросло со временем в «погоняло» «Малюта».

Напомню, что и во времена Ивана Грозного, и до них, и после Христианство обозначало Царя наместником Бога на земле. Логика не замысловатая: что угодно Царю, то и угодно Богу. Никой митрополит в этой иерархии выше Царя не был. Пойдя против Царя, митрополит Филипп пошел против Бога. Фанатичная вера во Христа руководила Скуратовым, когда он душил «богоотступника» Филиппа, жестоко пытал людей в ходе дознания и геройски погиб во имя своего господина – наместника Бога на земле.

В ходе прогаммы, ее ведущий Михаил Швыдкой бросил ремарку, что Перт Первый тоже не был веселым парнем, имея в виду его жестокость, такую же сатанинскую, какая была присуща и Ивану «Грозному». Автор канала «Агора» не очень точно подобрал слово, потому что кроме сатанинской жестокости Петру Первому была присуща и сатанинская же веселость. Гнусные забавы Перта послужили причиной того, что в народе он получил прозвище «Антихрист». Они воодушевили Сурикова отобразить их на одной из своих мало известных работ. Но, если причиной жестокости Ивана Грозного была, как не парадоксально, фанатичная вера в каноны Христианства, то Перт был, скорее, воинствующим атеистом.

Я расскажу об этом в одной из следующих статей. Не пропустите. Будет интересно.

Вам также может быть интересна статья: «Донос Иуды. Предательство или подвиг самопожертвования?», созданная на основе истории обнаружения в пустыне Египта апокрифического Евангелия от Иуды, и цикл статей о Катыни, в которых я постарался выудить из стога противоречивых документов, аргументов и мнений хрупкую соломинку правду.

Первая статья цикла называется: «Памятную доску о расстреле органами НКВД польских военнопленных снесли. На очереди мемориал на месте захоронения?»

Все знают о том, как трудно пробивали дорогу к своим читателям эпохальные произведения Пастернака, Солженицына и Гроссмана. И понятно, почему. Они тоже были апокрифами и не вписывались в каноны "исторической правды".

А вот чем пришелся не ко двору партийным функционерам роман "Брестская крепость", тот самый, по которому не так давно был снят одноименный фильм, известно немногим. В то, что и он не вписался в каноны "исторической правды" верится с трудом.

Я рассказал об этом в цикле статей, первая из которых называется: «130 тысяч экземпляров только что изданной «Брестской крепости» «изрезали в лапшу», и макулатуру отправили на бумажный комбинат».