Не каждое производство можно поставить на конвейер. В том числе живопись. Однако в предприимчивой Голландии в XVII-XVIII веках
оно было поставлено на поток.
Спрос рождает предложение, а мода украшать интерьеры домов послужила тому, что голландские живописцы создавали артели
и партиями выпускали полотна в разных жанрах. Картину мог купить
и зажиточный бюргер, и среднего класса горожанин, и ремесленник,
и даже крестьянин.
Доподлинно известно, что в XVIII веке на 2 миллиона жителей Голландии в стране приходилось 2 тысячи художников. Согласитесь, для маленькой страны - это довольно внушительное количество мастеров кисти и красок. И тут было главным, чтобы полотна продавались и приносили доход,
а "живописный" конвейер не останавливался.
Поэтому в ученики и подмастерья частенько шли юноши независимо
от их таланта - умеет держать кисть, отличит белила от сурьмы, сможет нарисовать дерево/облако/лошадиный зад, и то хорошо!
Вот почему в живописной коллекции дворца Монплезир в Петергофе
есть несколько картин, где изображена в основном задняя часть лошади. Учиться мастерству живописца некогда - вон покупатели уже стоят около двери!
Пожалуйста! Три тщательно выписанных лошадиных крупа (зада) на картине неизвестного голландского художника "Кавалерийская атака", XVII (?) век. Зачем напрягаться? И так ясно, что на картине изображены кони.
Или "Привал путников в горах" Томаса Вейка, XVII век.
Один зад = одна коняка.
И всё-таки голландские живописцы старались. Пусть и неумело,
но пытались вырисовывать лошадиные морды.
Итого: 17 лошадиных хвостов 👍👍👍
Но это не умаляет достоинств данных картин, приобретённых
Петром I или его агентами. И не помешало им висеть в любимом дворце императора наравне с мировыми шедеврами. Например, с картиной Рембранта "Давид и Ионафан", 1662.
Из-за непригодных условий хранения в летней резиденции полотно Рембранта было перевезено в Зимний дворец (ныне Государственный Эрмитаж) и заняло там достойное место. А до 1882 года оно украшало собой интерьеры Монплезира.
Несмотря на разный художественный уровень, первая в России
коллекция живописных полотен нам дорога именно тем, что
практически каждую картину отбирал сам Пётр I, которому
нравились сюжеты из жизни "голландских мужиков и баб".
Позже собирательство картин у русской знати поднимется на более высокую ступень и станет основой коллекций многих отечественных музеев.
А пока...
Пока мы считаем лошадиные хвосты и улыбаемся, глядя на самую искреннюю подборку картин, которые не претендуют на придирчивую оценку в художественном смысле, а просто рассказывают о вкусах Петра I.
Статьи, которые вам обязательно понравятся:
Царская банька для подданных
Что русскому хорошо, то немцу капут
Царское наказание, ставшее традицией
Что такое "шти" и как варили похмелье