Найти в Дзене
Заниматика

А нужно ли хвалить ребенка?

На этот вопрос каждый родитель отвечает, исходя из его индивидуальной или субъективной картины мира. У некоторых существует представление, что если ребенка ругать или наказывать за ошибки, он поймет, что это плохо. И будет всеми средствами стараться избегать ошибок в будущем. А значит, по мнению родителей, его мотивация учиться взметнется до небес. Ничего подобного, — отвечает Кэрол Двек,

На этот вопрос каждый родитель отвечает, исходя из его индивидуальной или субъективной картины мира. У некоторых существует представление, что если ребенка ругать или наказывать за ошибки, он поймет, что это плохо. И будет всеми средствами стараться избегать ошибок в будущем. А значит, по мнению родителей, его мотивация учиться взметнется до небес. Ничего подобного, — отвечает Кэрол Двек, профессор психологии Стэндфордского университета, которая провела со своими коллегами исследования более чем в 350 средних школ США.

В одном из экспериментов школьников просили выполнить средней сложности задание. И по результатам выполнения тех, кто справился на отлично, хвалили за этот самый, результат, то есть за успех. Прям так и говорили им в лицо «Ой, какие вы умные! Обалдеть!» . А потом давали им решать задачки на выбор — разные по сложности.

И можете себе представить удивление экспериментаторов, когда дети с таким вот, получившим высокую оценку экспертов, умищем выбирали для решения задачки попроще. Ибо хотели сохранить статус кво, то есть свое высокое звание умников и умниц.

Те же дети, которых экспериментаторы хвалили не за результат, а за старание, то есть бубнили им в уши — «молодцы, ребята, ай, как хорошо стараетесь, ай как умеете хорошо трудиться, как долго удается вам сохранять внимание и сосредоточенность, это ж вы просто чемпионы процесса!» Эти дети впоследствии были готовы взяться за самые сложные задачи и корпеть над ними сколь угодно долгое время.

Догадались, почему? Конечно, их хвалили за процесс, а не результат. Их мозг получил высшую оценку за само старание, за способность сосредотачиваться и прилагать волевое усилие. И что особенно важно, такие дети потом не боялись ошибок, не боялись рисковать, пробовать новое и идти вперед.

И естественно, их результаты в итоге оказались гораздо выше тех умников и умниц, которые боялись предстать не такими умными, какими они оказались однажды, и которые избегали любых заданий, могущих поставить под сомнение их умственные способности. Вот не зря в народе говорят: «Тише едешь, дальше будешь».

А вы за что хвалите своих детей?

-2