Как я уже писал ранее состояние сельской медицины в Российской империи даже на рубеже XIX-XX века, перед самой Революцией 1917 г. было весьма удручающим. После установления Советской власти на протяжении более чем десятилетия ситуация на селе изменилась незначительно. Хотя число врачебных участков, медицинских учреждений по стране увеличилось,однако по-прежнему во многих сельских волостях врачебных участков не было, многие не имели больниц. По данным источников, в 1927 г. в городе один врач приходился на 2000 жителей, а в деревне – уже на 35 000 человек.
Еще более красноречивыми, чем цифры, были непосредственные свидетельства современников. Так, в фундаментальном социально-экономическом исследовании деревенского быта А.М. Большакова, вышедшего в 1927 г., автор сравнивает организацию медицинской помощи в городах и деревне и подчеркивает пропасть между городским и сельским здравоохранением. Он отмечает, что городские жители застрахованы и им предоставляется возможность получения бесплатной медицинской помощи лучших специалистов, лекарств, различных видов современной диагностики и лечения, санаторного лечения в Крыму, на Кавказе и других курортах. На этом фоне положение в деревне представлялось особенно плохим: «Об оплате за время болезни или до и послеродового периода, о пособиях на новорожденных и пр. там и говорить не приходится. Лечение у специалистов, радий, лучи Рентгена и т. д. – это все идет мимо деревни». Ситуация усугублялась, как уже замечалось, недостатком врачей в сельской местности. Неслучайно в указанном исследовании 1920-х годов подчеркивалось: «Особенно бьет в глаза распределение врачей: только 10% всех врачей работает в деревне! В сельских местностях пустуют врачебные участки, а в городах масса безработных врачей. Нелепое положение!».
Резкий перелом наступил лишь с началом коллективизации. Как известно, ее последствия трагичны. Урожайность зерна снизилась, массовый падеж скота и сокращение его поголовья на 40-50%, насильственное изъятие зерна привели к массовому голоду в 1932-1933гг. Но, как известно, ни одно событие не является только черным, или только белым. Не отрицая негативный эффект, который вызвало насильное обобществление хозяйств, высылка кулаков и административное принуждение, одновременно нельзя не отметить и позитивные изменения в социальной жизни села после коллективизации, в том числе и в медицинском обеспечении.
На совещании Наркомздрава в конце 1929 г. народный комиссар здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко открыто описывал крайнюю недостаточность сельской медицинской сети, особенно числа коек, слабость ее материальной базы, неблагоприятные условия работы и недостаточное материальное обеспечение медицинских работников. В результате совещание Наркомздрава сочло целесообразным прямое участие создаваемых колхозов и совхозов в расходах по строительству и содержанию медицинских учреждений.
О том, что эти указания были приняты к действию, свидетельствует одна из инструкций по проведению сплошной коллективизации. В издании 1930 г. отмечалось, что в крестьянской среде образовался значительный разрыв между «сдвигом в области сельскохозяйственного производства и состоянием работы по изменению быта деревни». От сельсоветов требовалось в тесном сотрудничестве с колхозами устранить этот разрыв и «решительно взяться за осуществление мероприятий, связанных с коренной ломкой быта деревни, с культурным ростом колхозных масс, с внутренним благоустройством населенных пунктов». Практическим механизмом реализации должно было стать централизованное отчисление средств из бюджетов колхозов. В документе прямо говорилось, что «колхозы принимают долевое участие в содержании и строительстве социально-культурных учреждений», среди которых отмечались детские сады, фельдшерские пункты, пункты первой помощи, дома матери и младенца, родовспомогательные пункты [10, с. 47-48].
Таким образом коллективизация дала возможность обеспечить стабильное финансирование социальных программ в деревне, результатом чего стало быстрое увеличение числа сельских медицинских учреждений - с 3504 в 1928г. до 4974 в 1932г. Количество больничных коек в этот период на селе выросло почти в два раза – с 59 230 до 116 075. Особенно хорошо это было заметно на региональном уровне. Например, на Дону и Кубани в 1931–1933 гг. численность сельских больниц выросла со 194 до 231 единиц (число коек в них – с 4 543 до 5 239), амбулаторий, консультаций и диспансеров – с 658 до 689, фельдшерских пунктов – с 396 до 667 учреждений.
Вот почему крестьяне до сих пор с благодарностью вспоминают Советскую власть, которая социально их защищала и сохраняла их здоровье