Гибель группы Дятлова в 1959 году пришлась на завершаюший период существования старой системы поддержки самодеятельного туризма, имевшей организационную форму комиссий при Спорткомитетах и Союзах спортивных обществ и организаций (СССОО) территориальных образований. На предприятиях и в ВУЗах существовали туристические секции, но как правило это были разрозненные организации, слабо взаимодействующие друг с другом. С ростом популярности туризма и в первую очередь связанного с походами, в том числе по горам, стало очевидно, что имеющаяся система не может справиться с подготовкой, обеспечением и поддержкой туристических групп и не может обеспечить достаточный уровень безопасности туризма.
Широкую известность в 1961 году получила гибель туристов из сельхозинститута Ленинграда в Хибинах. Гибель туристов произошла почти день в день через два года с дятловцами.
Студенты Рудольф Бахирев, Галина Биктимирова, Ян Граудонис, Дмитрий Ильин, Нина Макарова, Маргарита Спелова, Григорий Соиспаев к оговоренному сроку не вернулись. Поиском пропавших занялись как военнослужащие и местные милиционеры, а также городские, партийные, комсомольские, спортивные организации Ленинграда. Поисковым группам помогали сменяющиеся группы студентов и добровольцы из разных регионов страны. Первый результат был получен только через два месяца, в конце марта обнаружили тела Нины Макаровой и Рудольфа Бахирева. При этом Бахирев, инициатор похода и командир группы пытался выбраться самостоятельно и не смог до чистого воздуха преодолеть всего 30 сантиметров. Тела остальных извлекли из-под массы льда и снега только в конце июня. Шестерых погибших похоронили на Казанском кладбище, в тело Яна Граудониса было похоронено на родине в Риге.
Не дойдя двух километров до истинного перевала Эбру-Чорр, группа повернула в ущелье, которое, подобно воронке, с трех сторон замыкалось крутыми заснеженными склонами. От движения цепочки людей массы снега двинулись, а затем обрушились вниз, давя и сметая все на своем пути». Отклонение от утвержденного маршрута стоило ребятам жизни. Претензии к маршрутной комиссии, осуществлявшей экспертную оценку запланированного похода, были сняты. Установить конкретную причину, помешавшую лыжникам уложиться в контрольный срок, уже невозможно. Скорее всего, в целом она кроется в несоответствии их спортивной квалификации и категории сложности выбранного маршрута.
***
Вот после этого инцидента вскоре и прикрыли отечественный самодеятельный туризм.
В 1959 году, когда погибла группа Дятлова, количество погибших туристов не превысило 50 человек за год по стране. Но уже в следующем, 1960 году, количество погибших туристов практически удвоилось. Самой первой и естественной реакцией властей была попытка запретить самодеятельный туризм, что и было тут же сделано постановлением Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1961 года, упразднившим Федерации и секции туризма при добровольных советах Союза спортивных обществ и организаций. Но запретами, как известно, нашего человека не остановить.
Запретный плод, как правило, сладок. Тем более сложно остановить людей, собравшихся добровольно пойти в поход по вполне доступной местности и туризм перешёл в "дикое" состояние, когда ни подготовку, ни экипировку групп уже никто не контролировал. Маршруты ни с кем не согласовывались и за контрольными сроками могли следить только друзья и близкие. Эффект последовал незамедлительно: к концу 1961 года число погибших туристов превысило 200 человек. Причем поскольку никакая документация и учёт не велись, часто не было сведений ни о численности пропавших, ни об их маршруте, что сильно осложняло поиски.
Только когда к концу 1961 года количество погибших по всей стране самопальных туристов достигло критической отметки в 200 человек последовали более правильные и взвешенные решения со стороны наших чиновников.
Постановлением Президиума ВЦСПС от 20 июля 1962 года «О дальнейшем развитии туризма» спортивный туризм снова получил официальное признание, его структуры были переданы в ведение ВЦСПС (профсоюзов), были созданы советы по туризму, комиссии при СССОО были упразднены, организационная работа по поддержке туризма была во многом пересмотрена и реформирована. Началось создание клубов туристов по территориальному признаку, но работа в организациях не ослабла, а усилилась благодаря появившейся широкой информационной поддержке за счёт обмена опытом самодеятельных организаций. Это позволило преодолеть кризис и обеспечить функционирование системы спортивного туризма на несколько десятилетий.
Перевод туризма в систему профсоюзов первоначально сопровождался отменой зачёта спортивных достижений туристов в виде спортивных разрядов. В системе советов по туризму была создана своя классификация спортивных достижений: вместо соответствующих разрядов были введены степени "Турист СССР" - 3-й, 2-й, 1-й степени, а также звание «Мастер туризма».
Данная система просуществовала недолго, и в 1965 году всё вернулось "на круги своя", туризм вновь был введён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Снова стали присваивать спортивные разряды, звание «Мастер спорта СССР», появился разряд «Кандидат в мастера спорта СССР». Что характерно, уровень разрядных требований не изменился, появились лишь дополнения к разрядным требованиям КМС, сократившие большой разрыв между требованиями на 1-й спортивный разряд и звание мастера спорта.
Результат этого мудрого решения подтвердили последующие годы. Количество трагедий в горах стало в разы меньше.
***
Кстати, судя по всему, группа Рудольфа Бахирева стала прототипом легенды о девяти ленинградцах погибших день в день через 2 года после дятловцев под горой Холат-Чахль. Эту легенду знает практически каждый дятловцевед. Это легенда про девять ленинградцев, что решили повторить поход группы Дятлова в 1961 году, и погибли в горах Северного Урала при странных обстоятельствах. Историю про то, что они выбегали в ужасе из охотничьей избушки, веером, по кругу, в разные стороны, и замерзали в близлежащей местности. Все попытки найти следы реальной группы ленинградцев в районе Холат-Чахля не приводили ни к чему. Но по срокам эта история зеркалит трагедию группы Бахирева. Но как часто бывает на Руси - легенда сильнее какой-либо реальности, - этот сказ долгие годы рассказывался и продолжает рассказываться многими.
Ну и про Хибины, немного... Эти маленькие, очень компактные горы, давно являются Меккой русского лыжного туризма. И они поглотили немало молодых жизней. Автору этих строк доводилось неоднократно бывать в Хибинах зимой и каждое путешествие туда было сопряжено с немалыми опасностями для жизни. Резкие перепады температур, когда днём может быть около минус 3, а к вечеру резко похолодать до минус 25. Большая лавиноопасность. Лавины сходят в Хибинах не такие мощные как на Кавказе, ибо вольготно разбежаться там негде, но от этого не легче, ибо накрывают они внезапно, часто выскакивая как убийца из-за угла с ножом.
В марте 1979 года, когда наша группа ночевала на ребре Часначорра, выяснилось что наша палатка стояла в зоне предполагаемой гибели какой-то группы. Об этом нам поведали спасатели из КСО Кировска, прилетевшие утром на вертолёте для поисковых работ. Мы уже не спали с 7 утра, потому что были разбужены грохотом сошедшей с противоположного склона лавины. Весь поход тогда мы двигались предельно осторожно, потому что лавиноопасность была нешуточной.
На следующий год наша группа уже принимала участие в поиске замерзших детей из Эстонии в долине реки Кунийок. Группа была плохо экипирована, и судя по всему просто впала в ступор от перепадов температур и от снежной депрессии. Наспех поставив палатку, 12-14 летние дети просто тупо замёрзли в ней. Интересно, что спасся один руководитель группы, который несколько километров шёл в одних шерстяных носках за помощью. Почему он шёл без лыж и в одних носках, он объяснить не мог. Таких историй на моей памяти немало. Хибинские и лавозёрские горы зимой - не для слабонервных.