В Интернете огромное количество сайтов, поэтому для поиска информации мы привыкли пользоваться поисковиками, в том числе Яндексом. Но как они определяют, какие ресурсы показывать нам на первых местах, а какие на последних? Это сложный процесс фильтрации, когда каждый сайт в целом и все его отдельные страницы оцениваются по многим параметрам. И те, которые хуже, показываются на дальних позициях, а то и вовсе исключаются из поиска.
Санкции Яндекса как раз и призваны исключать из поиска низкокачественные ресурсы, временно или навсегда. Они применяются, когда какой-либо из множества автоматических фильтров обнаруживает нарушения на сайте или злоупотребления по его продвижению. Иногда они могут накладываться и вручную сотрудниками Яндекса, но такое встречается реже – обычно всё происходит автоматически.
Самая большая санкция – бан, когда сайт полностью выбрасывается из поиска. Он перестаёт индексироваться и теряет все свои позиции. Посещаемость из Яндекса падает практически до нуля, так как в этом поисковике ресурс больше не показывается.
Другие санкции могут накладываться временно – на несколько недель или месяцев, как на отдельные страницы, так и на весь сайт.
Давайте посмотрим, за что Яндекс может «наказать» сайт. Фильтров очень много, и некоторые похожи, поэтому рассмотрим самые распространённые.
АГС – для бесполезных сайтов
Когда накладывается такой фильтр, все или большая часть страниц сайта исчезают из поиска. Применяется к низкокачественным ресурсам, на которых размещён бесполезный или скопированный откуда-нибудь контент. Чаще всего под АГС попадают сайты, на которых текст размещается по принципу «лишь бы был» или сгенерированный автоматически, иногда совершенно бессмысленный, а в нём размещаются внешние ссылки.
Также есть риск попасть по АГС, если на тематическом сайте размещать страницы совсем не по теме. Например, если основная тематика – ремонт автомобилей, а добавляются страницы про кошачий корм и прочие подобные, да еще и со ссылками. Вообще, если размещать много разных исходящих ссылок, то растёт риск попасть под такую санкцию или вовсе в бан.
«Ты последний» и «Ты спамный»
Первый фильтр означает, что контент неуникальный или совсем низкопробный, а потому сайт получает самые последние позиции в поиске, откуда и название.
Второй накладывается, когда тексты очень длинные, но при этом в них вписано очень много ключевых слов – от 10%. При этом используются они криво и неестественно, явно не для людей, а для поисковых роботов.
Эти фильтры – часть более сложного алгоритма «Баден-Баден», который определяет низкопробный и слишком оптимизированный контент.
Фильтр за спам ссылками
Здесь имеются в виду ссылки, которые массово покупаются для продвижения своего сайта. Еще несколько лет назад это был популярный метод, когда на специальных биржах можно было закупить сотни или тысячи ссылок на свой ресурс и этим поднять его «авторитетность» в поиске.
Сейчас некоторые продвиженцы по старинке продолжают использовать такой способ, но времена изменились, и Яндекс за это жёстко наказывает. Части этого алгоритма – фильтры «Ссылочный взрыв» и «Непот», которые отслеживают неестественный рост количества покупных ссылок и их качество.
Если накладываются санкции по этому поводу, избавиться от них будет сложно. Придётся писать владельцам всех сайтов и просить убрать ссылки, а потом ждать несколько месяцев изменений в поисковой выдаче – чтобы на всех сайтах прошли апдейты.
Фильтр за накрутку поведенческих факторов
Поведение посетителей на сайте напрямую влияет на его позиции. Яндекс учитывает, сколько времени они там проводят, какие страницы читают, считает процент отказов и многое другое. Поэтому появились специальные программы и сервисы, которые имитируют поведение людей и используются для накрутки таких поведенческих факторов.
Но Яндекс может отличать, когда на сайт заходят настоящие посетители, а когда это делает программа. И за это накладывает санкции – позиции сайта сильно падают.
Применять накрутку могут не только владельцы сайта, но и конкуренты, чтобы вызвать как раз падение позиций и продвинуть свой ресурс. Поэтому нужно отслеживать статистику и в случае подозрений на накрутку связываться с поддержкой Яндекса и отсекать такой трафик из учёта. Ну а если вы сами этим занимаетесь, то должны понимать весь риск.
Бан
Это самое серьёзное, что может случиться с сайтом – он полностью перестаёт индексироваться и показываться в поиске Яндекса. Такое наказание бывает обычно за многочисленные, и тем боле неоднократные нарушения.
Выйти из-под бана довольно сложно, и не всегда возможно. Для этого нужно просмотреть и исправить буквально весь сайт и весь его контент. Лишь приведя его в порядок, можно начать переписку с поддержкой о снятии ограничений. Но и после этого репутация сайта окажется не очень хорошей, и получать хорошие позиции ему станет сложнее. Но всё-таки продвижение сайта в Яндексе после бана – не безнадёжное дело, и перспективы у него есть. Просто придётся поработать и сделать ресурс максимально качественным.