В представлении многих Некрасов был поэтом, все творчество которого посвящено осуждению крепостничества, этаким «народным заступником». Не снижая его заслуг в разработке народной темы, остановимся на некоторых фактах его биографии, позволяющих лучше представить сложную личность поэта.
Юность писателя прошла в полунищенском существовании, поскольку со стороны отца он был лишен материальной поддержки за то, что посмел ослушаться его и не захотел стать военным. Но после смерти отца Некрасов стал владельцем сотен крепостных крестьян.
Намучившись в юные годы, он очень любил роскошь, довольно много пил. Некрасов был несдержанным не только в быту, он сквернословил и в стихах. А еще он был игроком, удачливым игроком. Именно карты помогли ему выбраться из нищеты.
В детстве он играл с дворовыми. Но когда будущий знаменитый поэт сбежал от своего крутого отца в Петербург, то денег у него не хватало не то что на игру, но даже на еду. Помог случай. На Некрасова обратил внимание Белинский и привел его в дом к литератору Панаеву. Николай Алексеевич не знал, как вести себя в этом обществе, был неловок, своими стихами шокировал присутствующих дам. После обеда, закончившегося чтением стихов, гости решили развлечься и сели за преферанс. И вот тут-то новичок показал себя в полной красе, обыграв всех. Белинский был раздражен, встав из-за стола, он сказал: «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите!»
Годы бежали быстро, Некрасов уже руководил журналом «Современник». Надо отдать ему должное – журнал процветал под умелым руководством. Народники учили его поэмы наизусть. В личном плане дела тоже шли хорошо – Николай Алексеевич полюбил жену совладельца «Современника» Панаева, Авдотья Яковлевна отвечала ему взаимностью. Все трое жили в одной квартире, располагающейся в том же доме, что и редкация. Достаток его стал больше, поэт завел кучера и лакея.
В пятидесятых годах он стал часто посещать Английский клуб и увлеченно играть. Панаева его предупреждала, что это занятие до добра не доведет, но Николай Алексеевич самоуверенно отвечал: «В чем другом у меня не хватает характера, а в картах я стоик! Не проиграюсь! Но теперь я играю с людьми, у которых нет длинных ногтей». И это замечание было сделано не просто так, потому что в жизни Некрасова был поучительный случай. Однажды у поэта обедал беллетрист Афанасьев-Чужбинский, он славился своими ухоженными длинными ногтями. Этот человек обвел Николая Алексеевича вокруг пальца. Пока ставки были маленькими, знаменитый поэт выигрывал. Но как только он увеличил ставку до двадцати пяти рублей, удача отвернулась от него, и за один час игры Некрасов потерял тысячу рублей. Проверяя карты после игры, хозяин обнаружил, что все они помечены острым ногтем. После этого случая Некрасов никогда не играл с людьми, имеющими острые, длинные ногти.
Николай Алексеевич выработал даже свой кодекс игры:
· никогда не испытывать судьбу;
· если в одной игре не везет, нужно переходить на другую;
· расчетливого, умного игрока надо брать измором;
· перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить;
· играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.
Некрасов ежегодно откладывал для игры до двадцати тысяч рублей, а затем, играя, увеличивал эту сумму в три раза. И только после этого начиналась большая игра. Но, несмотря ни на что, Николай Алексеевич обладал удивительной работоспособностью, и это позволяло ему жить на широкую ногу. Надо признать, что не только гонорары составляли его доход. Некрасов был удачливым игроком. Его выигрыши достигали до ста тысяч серебром. Заботясь о народном счастье, он никогда не упускал и своего.
Как все картежники, Николай Алексеевич верил в приметы, и это привело к несчастному случаю в его жизни. Обычно игроки считают плохой приметой одалживать деньги перед игрой. И надо же было случиться именно перед игрой Игнатию Пиотровскому, сотруднику «Современника», обратиться к Некрасову с просьбой выдать ему триста рублей в счет оклада. Николай Алексеевич отказал просителю. Пиотровский пытался уговорить Некрасова, он сказал, что если не получит этих денег, то пустит себе пулю в лоб. Но Николай Алексеевич был неумолим, а наутро он узнал о смерти Игнатия Пиотровского. Оказалось, что тот задолжал всего тысячу рублей, но ему грозила долговая тюрьма. Молодой человек предпочел смерть позору. Всю жизнь Некрасов помнил этот случай и мучительно переживал.
Еще одним увлечением Некрасова была охота. Приезжая в свое родовое имение Грешнево, он ходил на медведя, однажды ему удалось завалить трех медведей.
Отношения с его коллегами по перу складывались сложно. Выбрав демократическое направление для своего журнала, Некрасов порвал общение с Тургеневым, Л. Толстым, Островским, переключившись на дружбу с Чернышевским и Добролюбовым.
Знаменитый поэт опровергал всем известную пословицу: «Кому не везет в карты, тому везет в любви». Несмотря на простоватую внешность и постоянные болезни, Некрасов отчаянно любил женщин.
С Авдотьей Яковлевной Панаевой они прожили пятнадцать лет. Это были годы страданий, ревности и скандалов, и к ее сорокалетию они расстались.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди
Неразумное, резкое слово!
В «Панаевском цикле» представлена «проза в любви», о чем не писал ни один поэт, восхваляющий великое чувство.
Затем Некрасов сходится с ветреной француженкой Селиной Лефрен. Промотав изрядную часть состояния Николая Алексеевича, она уехала в Париж.
Последней женщиной в жизни Некрасова, с которой он сошелся в 48 лет, была 23-летняя Фёкла Анисимовна Викторова, которую он почему-то называл Зинаидой. К этому времени Николай Алексеевич много пил. За полгода до смерти, которая пришла от рака прямой кишки,
Некрасов обвенчался с Зинаидой. В квартире была оборудована палатка, в которой священник и совершил обряд венчания юной «Зины» с умирающим поэтом. Она до последних минут ухаживала за ним и всегда была рядом.
Вот таким человеком он был, Николай Алексеевич Некрасов. Сегодня его читают мало, он остался исключительно школьным автором, но значение его поэзии высоко ценили поэты Серебряного века, есть у него продолжатели и в современной литературе.