Найти в Дзене
Web Kapsula

Часть 1. Новый метод организации записей помог Луману добиться впечатляющих результатов.

Никлас Луман (1927 — 1998), один из самых известных социологов, родился в семье немецкого пивовара. Он получил юридическое образование, некоторое время работал государственным служащим, а по вечерам после работы читал и занимался исследованиями в области социологии, философии и организационной теории.
Когда он сталкивался с чем-то примечательным или думал о прочитанном, он, как многие, делал

Никлас Луман (1927 — 1998), один из самых известных социологов, родился в семье немецкого пивовара. Он получил юридическое образование, некоторое время работал государственным служащим, а по вечерам после работы читал и занимался исследованиями в области социологии, философии и организационной теории.

Когда он сталкивался с чем-то примечательным или думал о прочитанном, он, как многие, делал пометку, заметку или писал комментарий на полях книги. Вскоре он понял, что такие заметки ни к чему не приводят и ничего не дают — в них невозможно ориентироваться, очень сложно найти нужную идею, они остаются разрозненным набором элементов.

Он решил усовершенствовать метод ведения заметок и взял за основу библиотечную картотеку. На отдельной карточке он записывал идею, указывал ее источник и размещал в картотеке. Он не сортировал карточки по алфавиту или по теме, а давал каждой карточке свой номер. Он понял, что ценна не только заметка сама по себе, но и ее контекст — то, откуда была взята идея, какие идеи ее дополняют, какие с ней связаны, какие ее развивают или опровергают.

Заметкам необходима связь, которой нет в обычной картотеке, сгруппированной по алфавиту или по темам. Луман стал делать пометки на каждой карточке, указывая с какими карточками она связана по смыслу. Когда он находил идею, дополняющую уже содержащуюся в картотеке, он располагал ее за этой карточкой, используя поднумерацию. Например, первоначальная идея была обозначена номером 54, тогда дополняющая идея указывалась под номером 54/1.

Если он находил идею, дополняющую идею 54/1, то мог дать ей номер 54/1а. Его картотека идей со временем разрослась (в ней было около 90 тысяч карточек), она стала его собеседником, помогала ему структурировать и развивать мысли, обеспечивала нужной информацией.

Метод работы Лумана внес значительный вклад в его академический успех. Когда Луман передал одну из своих рукописей известному социологу Гельмуту Щелски, тот был так впечатлён ей, что связался с Луманом и предложил ему стать профессором социологии в недавно основанном университете Билефельда.

Однако у Лумана не было ни формальной квалификации, ни докторской степени для того, чтобы занять этот пост. Многие бы посчитали предложение лестным, но отклонили бы его из-за отсутствия ученой степени. Однако Луман принял предложение — менее чем за год (во многом благодаря своей картотеке) он подготовил докторскую и абилитационную диссертации и вскоре стал профессором социологии в Билефельдском университете.

Луман не делал из своей техники работы секрета. Более того, он часто объяснял ею свою производительность, однако многие отвергали это объяснение, считая, что так он скромно преуменьшает свою гениальность.

Продолжение:

Часть2. Инструмент эффективности не сработает, если он не встроен в рабочий процесс. https://boosty.to/webkapsula/posts/1ab488d0-05e8-406c-b563-5112d6a951db?share=post_link