Найти тему
Заметки мамы-училки

Что делать, если ребенок не запоминает и не применяет словарные слова на письме. Рассказывает учитель

Словарные слова учит, а в диктантах не применяет. В нужный момент они вылетают из памяти или просто ребенок не видит, что это именно словарные слова, а не обычные слова, написание которых можно проверить. Как помочь ребенку справиться с этой проблемой? Об этом расскажу в этой статье, читайте её до конца.

Словарные слова — это слова, правописание которых нельзя проверить ни одним правилом русского языка.х
Единственный способ писать их правильно — заучить.

Источник

Как обычно работают со словарными словами в школе:

- Учитель записывает их на доске в начале урока. Проговаривает, ставит ударение, подчеркивает все "сложные" буквы.

- Ученики пишут их в свою рабочую тетрадь, или в конец тетради, или в словарик (покупной или сделанный своими руками из тетрадки).

- Словарные слова задаются учить на дом.

- Учитель вызывает время от времени кого-то из учеников к доске, чтобы написать словарные слова "на оценку" и для повторения.

- Раз в две недели необходимо писать словарный диктант в контрольных тетрадях.

Это лишь стандартные методы работы со словарными словами, применяемые не во всех школах и не всеми учителями. У каждого свой подход и своя методика.

Но в большинстве случаев дети учат словарные слова самостоятельно дома. Не все понимают, как их вообще правильно учить. Часто всё сводится просто к прочтению. Словарные диктанты могут быть написаны при этом на "отлично". Однако стоит встретить словарные слова в обычном диктанте, изложении, сочинении или любой другой письменной работе, то сразу возникают трудности. Они пишутся с ошибками. Как будто и не учил вовсе. Это распространенная проблема многих моих учеников.

Расскажу, как я с этим борюсь:

  • Во-первых, маленький словарик необходимо иметь каждому ученику. Словарные слова есть в конце учебника по русскому языку, плюс они записываются в рабочую тетрадь, но этого недостаточно. Ребенку необходимо иметь под рукой и перед глазами свой словарик, где написаны его рукой все изученные слова. Учебник листать каждый раз неудобно, а рабочие тетради сдаются. В словарике выделены зелёной ручкой все трудные для запоминания буквы или подчёркнуты карандашом.
  • Учим слова, опираясь на ведущую систему восприятия. То есть визуально, на слух или механически.

Для этого определяем, каким образом ребенок лучше запоминает информацию. Если глазами, то учим слова по картинкам. Если на слух - мама проговаривает каждое слово вслух по слогам, ребенок слушает и повторяет. Если ребенок - кинестетик, то ему необходимо каждое слово несколько раз в тетради прописывать, чтобы "рука запомнила".

Можно способы совместить, тогда будет лучше запоминаться. Смотрим в учебник (запоминаем глазами), далее переписываем в тетрадь, одновременно проговариваем по слогам шепотом то, что переписываем.

Ох уж эти коварные словарные слова. Фото автора
Ох уж эти коварные словарные слова. Фото автора
  • И последний, но самый главный пункт. Словарные слова учим в контексте.

Проблема того, что ребенок не применяет словарные слова на письме, состоит в том, что эти слова почти никогда не встречаются поодиночке, они всегда идут в предложении, в словосочетании, в тексте с другими словами. Поэтому не имеет смысла учить их поодиночке.

На этапе запоминания слов предлагаем ученику составить с этим словом предложение и записать его. Для закрепления составляем несколько предложений или словосочетаний. Мама также может составить предложение со словарным словом и продиктовать его. Да, это долго и не всегда легко, но зато эффективно: ребенок запоминает словарное слово в контексте с другими словами именно так, как оно и встречается в речи и в диктантах.

Добавлю, что на уроках, я повторяла словарные слова с классом именно в виде словосочетаний или предложений. Например, диктую:

Хрупкий металл

Известная фамилия

Скворец на берёзе

Первым словом в словосочетании обычно повторяем пройденные правила: парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные и другие. Второе слово - словарное.

Словарные диктанты тоже у меня особенные. Никаких стандартных перечислений через запятую разных слов! Я диктовала обычные текстовые диктанты, насыщенные словарными словами. Например, диктант для 3-4 класса:

  • По этому адресу была не площадь, а аллея из берёз и осин. Там мы собрали гербарий из разных растений. Дома мы сделали рисунок карандашами.

Всё это я делаю для того, чтобы каждый ученик видел словарные слова в сочетании с другими словами. И когда я уже диктую обычный диктант, или класс пишет изложение, ни у кого уже не возникает трудностей со словарными словами. Большинство учеников пишут их без ошибок. У них была до этого отличная практическая тренировка по запоминанию и применению словарных слов на письме.

Возможно, мой опыт будет полезен начинающим учителям, родителям школьников, возможно, и самим школьникам. Я знаю, что меня читают и те, и другие, и третьи. Спасибо за ваши отзывы, комментарии и лайки. Это мотивирует меня писать ещё больше полезных образовательных статей.