Найти тему
Практика Покоя

Кто такой этот загадочный Адамыч из фильма "Старый новый год"?

Всеми любимый советский фильм "Старый новый год" пересмотрен много раз и разобран на цитаты. Не все знают, что и до выхода фильма, во МХАТе долго и успешно шёл одноимённый спектакль по пьесе Михаила Рощина, с теми же актёрами в главных ролях.

Время действия выбрано не случайно. Ведь для переосмысления жизненного пути трудно подобрать более подходящую дату. Старый новый год в отличии от своего более праздничного коллеги отмечается не так помпезно, но вместе с застольной функцией сохраняет и главное качество: смену старого года новым. По старому стилю, а значит более вдумчиво.

Так вот есть в этой истории один удивительный персонаж, который является ключевым, хотя в сюжете представлен вполне себе второстепенным. Персонаж этот Иван Адамыч, полупьяненький старичок, мастерски сыгранный в фильме Евгением Евстигнеевым.

До определённого момента он казался мне просто забавным второстепенным героем, который включён в сюжет, чтобы связать истории двух Петров. Полуорлова и Себейкина.

Однако впоследствии я изменил своё отношение к этому персонажу. Вот посудите сами: этот немолодой уже человек с библейским отчеством, появляется ниоткуда в самые ответственные моменты и исчезает также в никуда. Он мастерски ведёт сюжет, раз за разом оставляя героев обдумывать его меткое изречение, облачённое в нарочито народную форму.

Он сменил множество профессий и обладает неоспоримым житейским опытом. Он цитирует французских философов и самую загадочную книгу Библии - Экклезиаст.

Ну а ключевой становится его фраза: "У меня все есть. У меня есть, что надо. А надо то, что есть". И речь явно не о накопленном барахле, материальных благах, которые стали камнем преткновения героев фильма. А о самом бытии, являющимся высшей ценностью. Этот нестяжательный старик своей фразой воспевает само Существование и провозглашает истинную свободу, ту самую, которую ищут герои фильма.

Брошенная вскользь, эта могучая мудрость не производит сразу мощного эффекта, однако её зерно прорастает в заключительном эпизоде. В бане, где сбрасываются все одежды, оба Петра начинают нащупывать этот очистительный путь к свободе.

В целом этот персонаж с явными библейскими отсылками довольно органично вписывается в позднюю советскую действительность из-за своей народности и концентрированной древней мудрости. Думаю, что и зрителям он полюбился потому, что в душе каждый из нас стремится к воплощенному Адамычем идеалу свободного бытия.

_______________________________________

Спасибо за внимание!

Надеюсь сегодня Вы узнали что-то новое.

Подписывайтесь и оставляйте свои комментарии, это помогает развитию канала!