Славянское фэнтези как поджанр зародилось на рубеже XX и XXI веков. Для русскоговорящей аудитории это стало знаковым событием, поскольку читатели в произведениях смогли окунуться в миры, знакомые с детства по сказкам и былинам. В произведениях жанра полностью или частично используется быт, верования и мифологические создания, присущие только славянам. Такая атмосфера и антураж на фоне западных кельтско-германо-скандинавских фэнтезийных миров легли бальзамом на душу русскому человеку. Примерно как березки на чужбине.
Основоположниками славянской фэнтези, если не брать Николая Гоголя и ряда других, ныне забытых авторов, принято считать Марию Семенову и Юрия Никитина. Также свою западнославянскую руку к становлению жанра приложил пан Анджей Сапковский. На волне популярности произведений этих авторов была выпущена масса литературы со славянской изюминкой, однако большинство из них осталось лишь беллетристикой, написанной в попытке заработать денег на хайповой теме.
Кроме того, в начале 90-х в жанре написано слишком много произведений, сюжет которых зациклен на обиде за Отечество. Здесь авторы стремятся через своих героев отомстить Идолищу поганому и прочим многочисленным врагам за все беды нашего народа и воскресить посконную славу Великой Руси-Матушки. Однако не будем зацикливаться на плохом, ведь в славянской фэнтези таки есть что почитать и без этого.
Мария Семенова. Цикл «Волкодав»
Мария Семенова в 5 книгах о последнем воине из рода Серых Псов сразу задала высокую планку качества и продуманности произведения. «Волкодава» отличает блестящий стиль, прекрасная проработка вселенной и персонажей, а также грамотное проецирование исторических элементов на мир романа. Эти качества вывели книги писательницы во флагманы жанра и определили дальнейшее его развитие.
Семенова с ходу отметает традиционный для фэнтези квест главного героя, исходя из которого он должен совершить какое-то действие и всю книгу по сюжету идет к этому. Писательница перевернула все с ног на голову — ее Волкодав совершает то самое знаковое действие в первой главе книги. А потом все оставшееся время пытается научиться с этим жить.
Также отличает цикл Семеновой отсутствие четкой грани между добром и злом. Персонажи в ее книгах абсолютно человечные: несовершенные, со своим понятием, что такое хорошо, со своей правдой. Кроме того, хоть действие и происходит в вымышленном мире, все народы, описанные в романе, имеют исторические, легко узнаваемые прототипы. На фоне настолько проработанного мира и полного погружения в его атмосферу для читателя единственным фантастическим элементом в романах выглядят пришельцы из других миров — спутники Волкодава Тилорн и Эврих.
Волкодав. Киновоплощение.
Все 5 книг цикла сюжетно связаны и представляют собой абсолютно законченную серию. При этом в концовке прописан настоящий happy end, с поверженными врагами, достигнутыми целями и сбывшимися мечтами. Но отторжения это не вызывает.
Павел Молитвин, Андрей Мартьянов, Елена Хаецкая. «Миры Волкодава»
На волне популярности произведений Марии Семеновой ряд авторов создал около десятка отдельных романов, действие которых происходит в мире Волкодава. Кто-то описывал судьбу спутников и друзей главного героя Семеновой, кто-то рассказывал об истории вселенной, а кто-то обратился к предыстории рода Серых Псов. Все эти произведения раскрыли и обогатили мир, созданный Марией Семеновой, детализировали и раскрыли его с разных сторон, заставили его жить даже в отрыве от главного героя.
Самые значимые романы цикла — произведения Павла Молитвина, который помогал Семеновой в написании оригинальной серии. Из-под его пера вышли книги «Ветер удачи», «Путь Эвриха» и «Тень императора», описывающие приключения заклятого друга Волкодава — арранта Эвриха, молодого ученого, книгочея и писателя.
Юрий Никитин. Цикл «Трое из Леса»
Юрий Никитин — один из самых плодовитых русскоязычных авторов-фантастов. В цикле «Трое из Леса» более 15 книг, однако это тот случай, когда количество не в ущерб качеству. Серия романов написана в очень живой и динамичной манере, со множеством боевых сцен и толпами поверженных врагов. Это позволяет выделить романы Никитина в отдельную ветвь «героического фэнтези».
Несмотря на классический сюжет боевика, пускай и в славянском антураже, книги цикла умны, саркастичны и читаются на одном дыхании. Они радуют не только супергероями Мраком, Олегом и Таргитаем, одинаково легко побеждающими императоров, магов, богов и устраивающих геноцид целым народам. Никитин умело вплетает в сюжет иронию и юмор, смеется над стереотипами, пересыпает текст интертекстуальными отсылками к истории и мифологии. Все вместе это дает гремучую смесь, способную увлечь любого читателя. У книг цикла есть только один недостаток — читать больше 4-х без перерыва тяжело. Приедается.
Анджей Сапковский. «Ведьмак»
Сложно писать о славянской фэнтези и не упомянуть «Ведьмака». Анджею Сапковскому удалось в своем цикле воссоздать атмосферу позднего европейского Средневековья. Мир «Ведьмака» полностью противоречит канонам жанра: он натуралистичен, жесток и не романтичен. В романах Сапковского нет добра и зла, а есть персонажи, живущие как получается. Даже главный герой цикла, бесстрашный охотник на монстров, порой выглядит как знаковый книжный злодей, а на откровенно отрицательных персонажей находит лиричное и человеколюбивое настроение.
В «Ведьмаке» пан Анджей не только досконально выписывает быт, антураж и атмосферу средних веков, но и использует обширный мифологический бестиарий западных славян. Также в его произведениях фигурируют различные расы, в которых, несмотря на оригинальные названия (многие из них просто жертвы русского перевода), легко узнаются классические для фэнтези гномы, полурослики и прочие эльфы, которые как умеют справляются с экспансией людей.
Несмотря на средневековый антураж, мотивация, поступки и размышления героев «Ведьмака» весьма сходны с мышлением современного человека. Сапковский поднимает вопросы засорения окружающей среды, защиты вымирающих видов, научного прогресса, геноцида, расовой нетерпимости и милитаризма. Однако это не становится назидательным наставлением, а скорее дополнение к общей канве повествования.
Елизавета Дворецкая. Трилогия «Князья Леса»
Цикл повествует о нелегкой судьбе сына бога Велеса — оборотня Огнеяра. Елизавета Дворецкая во главу повествования ставит борьбу темной и светлой сторон души главного героя. Рожденный полуволком, он разрывается между Лесом и миром людей, пока обретенная любовь не помогает ему сделать выбор. Писательница очень бережно и трепетно относится в своих произведениях к славянской мифологии, не вдаваясь в чрезмерное идеализирование или очернение ее персонажей. Сюжет романов развивается неспешно, хотя и не лишен динамики и хитросплетений.
Стиль автора с детальными описаниями предполагает неторопливое вдумчивое чтение. Однако по мере продвижения повествования становится ясно, что каждое из описаний влияет на восприятие и конечное понимание сути произведения. Поэтому «Князья Леса» не совсем подходят для любителей экшна, которые пропускают куски текста в погоне за действием, или читают книги по диагонали.
К сожалению, сегодня славянское фэнтези переживает не лучшее время. Ажиотаж вокруг «Волкодава» прошел, не приведя на смену равноценных авторов и произведений. Однако истинные фанаты жанра надеются и верят в реинкарнацию жанра, ведь терпение — одна из исконных черт славянского характера.