Аниме — жанр японской мультипликации, который зародился в 50-е годы XX века в Японии и к концу столетия приобрел мировую популярность. Поклонников анимешных сериалов и полноформатных фильмов по всему миру насчитывается миллионы, а косплей персонажей стал одним из самых значимых явлений в поп-арте. По статистике аниме — самый популярный в мире вид анимации, на его долю приходится около 60% выпущенных мультипликационных фильмов. А количество ежегодно выходящего аниме сопоставимо с общим числом картин, которые выпускает мировой кинематограф.
Главный секрет популярности аниме и манги, его предшественницы, — целевая аудитория. Если мультфильмы и комиксы на Западе ориентированы преимущественно на детей и подростков, то японское искусство создается для всех возрастных категорий, в том числе и для взрослых людей.
Как жанр аниме вырос из манги — японских комиксов, которые активно начали появляться в Японии после Второй Мировой войны. Несмотря на сильное влияние западных традиций, которое прослеживалось в ранних анимированных историях, манга смогла избавится от них и выделилась в самобытный независимый жанр изобразительного искусства.
Следующим этапом развития манги стало аниме. Несмотря на то, что в Японии экспериментировали с анимацией с 1907 г., самым ранним творением в жанре принято считать «The Legend of the White Serpent», выпущенный в 1958 г. студией «Toei Animation». Этот мультфильм оказал сильное влияние на будущего признанного мастера жанра Хаяо Миядзаки и ознаменовал новую веху в истории аниме — период профессионального творчества. Со студией «Toei» связана еще одна находка аниме — использование «ключевых сцен». Это распространенный поныне прием, когда общие или проходные сцены в мультфильмах прорисовывали гораздо хуже, чем значимые кадры. Это значительно сокращало расходы на производство.
Первым человеком, который вывел аниме на принципиально новый уровень стал Осаму Тэдзука, известный под прозвищем «бог манги». Именно его считают основоположником и отцом жанра. Осама одним из первых решил создать мультипликационные фильмы на основе комиксов, причем на это художника вдохновили пропагандистские анимационные ролики времен войны. Под влиянием Осамы аниме приобрело одну из самых характерных черт — огромные глаза персонажей, что позволяло передавать больший спектр эмоций. Эту технику японский мультипликатор позаимствовал у Уолта Диснея.
В 1963 г. Осаму Тэдзука основал студию «Mushi Production» и начал нести аниме в массы. В этом же году выходит первый мультипликационный сериал «Tetsuwan Atom», снятый по одноименному комиксу «бога манги», который ознаменовал начало бума аниме в Японии. Выполненный еще в черно-белом изображении, этот сериал приобрел популярность не только в Японии, но и за пределами Страны восходящего солнца. Инновацией «Tetsuwan Atom» стало использование постоянных персонажей и сквозного сюжета.
В это время аниме широко использовало не только большие «диснеевские» глаза, но и структуру западных мультфильмов. В них широко использовались песенные вставки, а наряду с героями-людьми действовали животные. Такая тенденция прослеживалась в жанре до начала 70-х, однако впоследствии японцы отказались от нее, став полностью самобытным и независимым от Запада искусством.
Еще одной ключевой картиной «Mushi Production» стал полнометражный мультипликационный фильм «Принц Севера», выпущенный в 1968 г. Это была первая работа Хаяо Миядзаки, которую он сделал в соавторстве с Исао Такахатой. Это аниме было в некотором роде экспериментальным, а местами и провокационным. В дальнейшем его появление и неплохие кассовые сборы в японских кинотеатрах дали толчок для развития авторского «непопсового» аниме.
В 70-е гг. все больше японских мультипликаторов начинают увлекаться производством аниме. Оно развивается, разветвляется и приобретает новые поджанры. В эти годы раскрывается талант Хаяо Миядзаки, Мамору Осии, Исао Такахаты и других известных мультипликаторов. К этому времени «Mushi Production» обанкротилось, и молодые аниматоры разошлись по разным студиям, развивая собственный авторский стиль и обогащая жанр новыми находками. Например, в 70-е зарождается специфический жанр аниме — меха. Это уже была полноценная научная фантастика, которая постепенно отходила от похождений супергероев к более продуманным в техническом плане космическим операм. В таких сериалах основной акцент ставился на проработке характеров персонажей, их мотивации и взаимоотношениях, а мир уже не делился на чистое добро или зло, оставляя место полутонам.
80-е гг. позже назовут «золотым веком аниме». Этому сильно способствовал выход в прокат «Звездных войн». Японские продюсеры по-новому взглянули на космическую фантастику, которую делали аниматоры, и решили, что в нее стоит вкладывать деньги. Это подняло технический уровень прорисовки аниме на качественно новый уровень. Так появился сериал «Космический крейсер Ямато». Его популярность напрямую связана с зарождением субкультуры отаку.
Отаку — это люди, фанатично преданные своему увлечению. В Японии этот термин имеет широкое значение с резко негативной окраской — так называют фанатичных поклонников чего-либо. Однако в русскоязычных странах под этим словом подразумевают обычных любителей аниме и манги. С японскими отаку связан бешеный рост популярности аниме: они создавали тематические сообщества и популяризировали любимый жанр через журналы и газеты. В Японии начали появляться первые периодические издания, полностью посвященные аниме. Такие же процессы наблюдались и в других странах. Отаку начали появляться в США, где мультсериалы начали транслировать по телевидению.
Впоследствии отаку сами стали влиять на любимый жанр. Многие из известных создателей мультсериалов выросли из этой субкультуры. Кроме того, в Японии придумали новое направление сбыта аниме,который получил название OVA — анимация для продажи на видео. Такие мультфильмы не транслировали по телевидению, а реализовывали сразу на видеокассетах. Это позволило мультипликаторам отойти от цензуры, а также протестировать рейтинг сериала перед запуском в кинотеатрах или по ТВ. С форматом OVA связано появление Hentai — жанра аниме эротической направленности.
В 90-е гг. в жанре наблюдался спад, вызванный недостатком финансирования. После золотых 80-х продюсеры не верили в кассовый успех мультсериалов. Однако в 1995 г. ситуация кардинально изменилась с выходом аниме «Евангелион». Этот сериал стал самым известным и неоднозначным проектом за всю историю жанра. Несмотря на диаметрально противоположные мнения о нем, он вдохнул новую жизнь в жанр и послужил толчком для создания новых, более изощренных, артхаусных и психоделических анимаций.
В 2000-х годах тенденция роста продолжилась. Аниме вышло за пределы Японии и распространилось по всему миру и приобрело бешеную популярность во многих странах. В технике прорисовки анимаций все большую роль играет компьютерная графика, что значительно повышает качество мультфильмов, а также уменьшает стоимость и время производства.
Несмотря на некоторый спад к концу второго десятилетия XXI в., аниме все еще остается обширным пластом мировой культуры. Поклонников жанра не становится меньше, хотя многие отаку выросли и стали взрослыми солидными людьми. Несмотря на возраст, они не оставляют юношеских увлечений и прививают любовь к аниме уже собственным детям.