(заметим, что искать виноватых в своих бедах на стороне - это такой социально-психологический дренаж для человеческого разума, без которого, по мнению специалистов, банально сорвет "крышу", но вся беда в том, что этот предохранительный клапан превращается из аварийного инструмента в повседневный канал слива самого разного негатива и среда нашего обитания резко теряет и объективность, и всякий позитив)
Мы хотим идти вперед, но нам всё время кое-что мешает.//Черномырдин В.С.//
Вообще, смысл или идея настоящего размышления возникли после просмотра самых разных тем и настроений, нагнетаемых на площадках Дзена. Слишком много негатива, дурковатых постов и самых разных пасквильных опусов в адрес нашего бытия. Складывается общее впечатление, что мы вовсе и не живем в чудном мире, а лишь барахтаемся в куче всякого человеческого хлама и гнили. Почему так? Мне понятны интересы пятой колонны и ее агентов, а, также, тех, кто пытается заработать в сети, но вот все прочие каким образом здесь завязаны? При здравом рассуждении получается, что большинство пользователей рунета находят здесь банальную жилетку для плача или возможность психологической разгрузки, чему сильно способствует персональная анонимность. От того и переполнены комментарии или публикации негативными эмоциями, когда фактография остается невостребованной. Конечно, надо понимать, что Дзен не академическая информационно-дискуссионная площадка и контингент тут социально-интеллектуально весьма разный, однако, это не отменяет требование быть человеком. Вместе с тем, будем помнить, что всякое адекватное мнение имеет место и его вправе озвучивать каждый.
Чем отличается сегодня мышление рядового российского обывателя от того же россиянина, но занятого в сфере реальной экономики? В чем здесь принципиальное отличие? Прежде всего в том, что одни работают и созидают, не ждут и социально активны, а другие заняли места на трибуне мещанства и требуют хлеба и зрелищ. Предпринимателей, самозанятых и фрилансеров оставим за скобками, хотя они самые активные "потребители" самых разных ресурсов сети. И еще забудем о всяком слащавом размышлении в рамках некоей справедливости или равенства. На мой взгляд, последнее обстоятельство можно декларировать или обсуждать в понятиях социального устройства нашего общества, но никак не в личностном или профессиональном аспекте. Мы все очень разные и только в сфере социального межличностного контакта-отношения, как это предусматривают демократические нормы и общественные институты, наши права определяют некую степень равенства. Конечно, я здесь сильно всё упростил, но этого достаточно для дальнейшего разговора.
Проблема рунета в том, что виртуальная реальность очень сильно ретуширует действительность и эта опасная иллюзорность серьезно калечит психику молодой поросли россиян, взрослеющих в нашем мире без всякой общенациональной идеологии. Нет для них сейчас морально-нравственных советских костылей в виде самых разных детско-юношеских общественных организаций и структур. Школа и семья погрязают во взаимных претензиях и одинаково плохо занимаются вопросами воспитания. Конечно, не следует говорить о катастрофе, но то, что наша молодежь помечена синдромом одиночества - это точно. И интернет здесь, как раз и есть фактор, усугубляющий степень "коммуникабельного" одиночества, поскольку контактное, вербальное общение с окружающим реальным миром сводиться к минимуму. Впрочем, третий закон Ньютона никто не может игнорировать и вот мы видим появление и утверждение в нашем обществе движения волонтеров, где миллионы молодых сердец подают пример гражданской и социальной ответственности. Честь им и хвала!
Однако вернемся к рунету и различиям мировосприятия группами его пользователей. Вообще, многие рядовые горожане-завсегдатаи сети это те, кто перебрались к дисплею от гаражно-лавочных тусовок и кого уже никак не отнесешь к категории молодежи. Это достаточно взрослый народ, "слегка" поживший и имеющий "свой" взгляд на мир. Однако, будем помнить, что формирование информационного запроса по интересам форматируется и фильтруется тегами. Понятно, что теги "политика" и "искусство" имеют разную количественно-качественную аудиторию. Более того, требуется всегда помнить, что количество условно "активных" рунет-носителей и выразителей разнообразных мнений, апеллирующих к категории всероссийского масштаба, на самом деле статистически ничтожно.
Скажете, ну, как же так, если все в рунете недовольны, то почему это ничтожно? Да всё просто здесь, чтобы, например, говорить о мнении российских избирателей, а это 110 млн человек, то требуется для 95%-ной доли вероятности опросить не менее 33 млн. Только в этом случае можно говорить о репрезентативности, т.е. достоверности опроса мнения российского избирателя. Вот отсюда и все послевыборные крики о нечестности голосования. Накануне в ходе компании рунет кипит эмоциями, фонтанирует самым разным негативом и чернухой, виснет в предвкушении, но наступает время "Ч", народ голосует и сети "стонут" в гневе от результатов. Вспомните итоги выборов мэра Москвы или голосования за поправки в Конституцию, когда более двух третей избирателей уверенно поддержали и Собянина, и поправки. Аналогично все прошло и на недавних выборах в Беларуси, там протесты в Минске и буза потенциальных батраков для ЕС никак не сказались на общенародном голосовании сябров за Лукашенко. Вот всё это и есть свидетельство статистической ничтожности рунета, но он, несомненно, весьма хороший инструмент для манипулирования определенной частью населения и является мощным концентратором злободневных тем всякой социальной напряженности.
Все мои здешние размышления возникли и вызваны как реакция на рунет-оценку нашей действительности. Да, мы живем трудно и бедно, особенно, в сельской местности, а это 26% населения страны. Горько видеть, как старики доживают свой век в бараках и аварийных домах, где нет никаких удобств, где печное отопление. Как почти 44 млн пенсионеров-россиян с трудом делят свои копейки между аптекой, продмагом и коммунальными платежами. Все это правда, но дело в том, что как раз старики и не имеют возможности пользоваться интернетом, да и не ощущают такую потребность. И при всей тяжести сегодняшней жизни, они не являются той категорией населения, которая криком исходит в адрес власти и трудностей бытия. Это люди, которые либо росли в лихолетье военных лет, либо это дети фронтовиков, героев прошедших ад Великой Отечественной войны. А значит, им есть с чем сравнить дни сегодняшние и прошлые времена, включая шок и дикость 90-х. Эти старшие поколения и придают стабильность нашему обществу.
Здесь просто надо понимать менталитет советского человека и его мотивацию, что нисколько не говорит об его ограниченности или заниженных социальных требованиях. Более того, эти поколения при всей терпимости и уровне образования, как раз понимают невозможность быстрого, одномоментного решения вопроса с достойным и комфортным социальным и общественным устройством России. В противном случае мы могли бы иметь протестное голосование при самых разных выборах. Однако, такого мы не наблюдаем, а всем известно, что как раз старшие поколения и является максимально активным электоратом. Житейский опыт и мудрость старших, таким образом, пассионарно купируют масштабы и вспышки молодежной экстремистской активности в спорадических уличных митингах и протестах. Вспомните, Хабаровск и попытки спровоцировать беспорядки, где протестующие были, главным образом, из числа молодежи, побузили, выпустили пар и всё закончилось.
И, наконец, совершенно иное мы видим, когда листаем интернет или самые разные "свободные" средства масс-медиа либерально-демократического розлива. Повторюсь, что тут громче всех витийствуют выходцы или представители мещанско-потребительского болота нашего социума и, естественно, отнюдь не пенсионного возраста. Конечно, нет ничего плохого в самом желании людей сытости и благополучия, это нормально, но вот формат и пути обретения всего этого вызывают и вопросы, и, мягко говоря, категорическое неприятие. Другими словами, какую же цену готовы платить наши мещане за сытый хавчик и турпоездку в Анталию? Да практически любую, начиная от упреков власти в расходах на празднование Дня Победы (!!!) и до плача в адрес запрета на ряд мероприятий в пандемию. Тут ведь важна лишь одна блондинистая мотивация - ничто не должно мешать торжеству идола мещанского эгоцентризма, а кто этого не принял, не проникся, тот просто лузер . Вот и наблюдаем эгоцентризм самого дурного характера, который сродни капризам избалованного дитяти. Хочу и баста! И не смейте говорить о гражданской и социальной ответственности! Пусть собесы и власть все это разгребают, а я хочу и имею право на собственную правду жизни!
Кстати, претензии к власти, которые есть у многих россиян, а не только у когорты мещанства, как раз и свидетельствуют в пользу значимых изменений в жизни соотечественников. Причем совсем не в худшую сторону, поскольку еще не так давно вопрос стоял лишь о выживании, а сегодня говорим уже о требовании достойного уровня жизни и комфортной среды нашего бытия. И всё равно реализация социальных ожиданий россиян идет крайне медленно, а иногда скорее наблюдаем регрессный процесс. В этом есть и объективные внешние причины, например, общемировая конъюнктура, а наша экономика тесно завязана на экспорт углеводородов. Отсюда и закономерный вопрос к властям о диверсификации экономики и почему много лет никто не пытался сойти с нефтяной иглы. А прошедшие двадцать лет по нынешним временам просто гигантский срок и вопросы к "эффективным" менеджерам только множатся. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но не столь же откровенно грубых и системных. Например, концепция " управлять должен тот, кто хорошо умеет считать деньги". Кто-нибудь скажет, где наша отечественная промышленность с такими вот управленцами-счетоводами?
Требования народа к власти понятны и справедливы, другое дело, как изменить нашу жизнь в лучшую сторону. Понятно, что корень проблем лежит в экономике, как краеугольном камне нашего материального мира, нашего бытия. И одним из путей реформирования экономики является смена акцентов в кадровом вопросе - требуется поставить рулевыми не счетоводов-финансистов, но профессионалов технократов с реальным производственным опытом. И здесь нет ничего нового, всем известный капиталист-заводчик Форд любого своего менеджера-управленца пропускал через стажировку на заводском конвейере. Однако, тот его опыт явно не указ нашим младореформаторам, продолжающим мыслить категориями экономики эпохи залоговых аукционов и приватизации 90-х.
Вот чтобы скорректировать существующую экономическую практику, перенастроить хозяйственный механизм и необходима была бы реальная оппозиция, а не сброд с замашками экстремистского толка, способный лишь к разрушению и уличным беспорядкам. Очень жаль, что для здорового социально-политического устройства России в обществе так и не сложилась оппозиционная сила, электорально значимая и способная конструктивно взаимодействовать с властью. Отголоски такого политико-экономического дисбаланса в какой-то мере отражает и рунет, а баталии вокруг самых разных тем говорят о недовольстве людей нынешней действительностью. Потому, несмотря на формы этого недовольства, следует понимать и необходимость такого вот перфоманса на самых разных ресурсах интернета.
При этом важна мотивация претензий, когда болевые точки используются во благо соотечественников, а когда это лишь инструмент влияния в угоду узкокорыстным целям. Вот, что конкретно предлагают россиянам все наши, т.н. "оппозиционеры" взамен нынешней власти? Внятно никто из нас и припомнить-то не может, кроме, пожалуй, одного посыла, что нужно поклониться радужной Европе и будет всем нам счастье. Так, уважаемые, это мы проходили еще в 90-е. Народ не обмануть, потому и все протесты, нередко и проплаченные западом, остаются без глубинной и массовой поддержки. Что толку кричать о необходимости смены "режима", когда эти самые вдохновители протестов, еще вчера не менее рьяно защищали этот самый "режим", будучи его приверженцами или даже носителями? Вот кто такие Гудковы, Лебедевы, Касьяновы и пр.? Если они, будучи во власти никак не радели за народ, то сейчас с какой стати им меняться? Вы им верите? Нет? Вот и я не верю.
Я верю в свой народ, его прагматичность и нечеловеческое терпение. Много чего было в истории нашего Отечества, разного, и горестей, и радостей, и поражений, и великих побед. Будем просто жить, просто делать то, что должны и свершится то, что суждено.