Найти в Дзене
Historic Dzen

Вертолеты во время Второй мировой войны

Оглавление

Первые вертолеты были построены в 1930-40-х годах. Они использовались для различных задач на европейском континенте и на Ближнем Востоке во время Второй мировой войны как американскими, так и немецкими войсками. Новое оружие оказалось эффективной формой боя во время этого конфликта и принесло много проблем как странам оси, так и союзникам.

Начало истории вертолета

Первые эскизы вертолета как летательного аппарата были выполнены Леонардо да Винчи, художником эпохи Возрождения, изобретателем и ученым. Британский инженер Джордж Кэли пытался построить его, но безуспешно. Только в 1907 году француз Поль Корню построил первую такую машину, которая 13 июля совершила полет в 20 секунд. С тех пор инженеры из разных стран усовершенствовали свои винтокрылые машины. Первый успешный полет (полет Джорджа де Ботезата) состоялся 9 января 1923 года в США. Этот вертолет уже преодолел расстояние в 1 км. В межвоенный период последовало множество разработок, но первые успешные вертолеты, выпущенные в больших количествах, были построены в 1930-х годах.

Гонка вооружений: Генрих Фокке и Сикорский

В 1930-е годы немцы начали экспериментальные работы над многочисленными винтокрылыми машинами. Первый успешный прототип поднялся в воздух в 1936 году, его конструктором был Генрих Фокке. С этого момента начались дальнейшие работы над этими машинами. Первым, полностью адаптированным к боевым действиям, стал вертолет FI 282 Kolibri. Машина производилась в количестве 12 одно- и двухместных агрегатов. Выпускались разные его разновидности. Другой тип вертолета - Fa 223 Drache, который первым был вооружен 15-миллиметровым пулеметом и мог нести две пятикилограммовые бомбы.

Перед лицом неизбежной войны США искали новое оружие. Решение предложил русский эмигрант Игорь Сикорский. Он создал прототип однороторной одномоторной машины VS-300, построенной фирмой Vought-Sikorsky Aircraft Division в 1939 году. Машина вызвала восхищение и военные поручили ему разработать боевую машину для воздушных и сухопутных войск. Так был создан VS-316, обозначенный военными XR-4. Это была двухместная машина с закрытой кабиной и двигателем Р-500-3 мощностью 165 л.с. и несущим винтом диаметром 10,97 м. Первый полет состоялся 13 января 1942 г., неисправностей не обнаружено. Военные разместили заказ на 30 штук. Они были оснащены более мощным двигателем Р-501-1 (180 л.с.) и удлиненными лопастями несущего винта, диаметр которых увеличился до 11,58 м. Позже было построено 27 предсерийных ЯР-4Б с увеличенными топливными баками и увеличиной кабиной. Все они были отправлены в ВВС США (35) и ВМФ (20).

Война на Западе

Немцы построили несколько вариантов Fi 282. На Восточном фронте 5 экземпляров использовались для обнаружения бронеколонн противника. После 1941 года была создана 40-я транспортная эскадрилья (Transportstaffel 40). В его состав входили 20 машин Fi 282 и Fa 223. Из одной группы был составлен ключ наблюдения для артиллерии, действовавшей на Восточном фронте в 1942-1943 годах.

Fi 282
Fi 282

Военный флот токже стал интересоваться вертолетами. 14 октября 1942 года была создана бортовая авиационная часть Bordfliegerstaffel 3./194. В него вошли 21 машина, использовавшаяся для борьбы с надводными и подводными частями. Немцы так оценили новое оружие, что разместили заказы на сотни единиц.

Бои в Тихом океане

Американцы использовали свои машины в Индии, Китае и Бирме. Они должны были перевозить боеприпасы для войск, находящихся глубоко на территории противника. Во время одной из таких экспедиций 21 марта 1944 года был сбит вертолет ЯР-4Б. Пилот не выжил и стал первым военнослужащим ВВС, погибшим во время боевых действий.

Машины Сикорского были разделены между 1-й авиационной группой коммандос, созданной 28 марта 1944 года. Эти подразделения поддерживали рейды своей огневой мощью. Они также участвовали в первой операции по спасению разведывательного самолета Stinson L-1 Vigilant с четырьмя людьми на борту, который врезался в территорию противника на 160 км. 25 апреля 1944 года машина лейтенанта Картера Хармана совершила невозможное и за 30 минут спасла 3 американских и 1 британского солдат.

Вертолеты также использовались для перевозки запасных частей для поврежденных ВВС США. С ними выполнялись различные виды миссий: медицинские, спасательные и наблюдательные.

Понравилась статья, узнал что-то нового?
Ставь лайк, оставь комментарий, подпишись на канал и поделись с другими!