Найти в Дзене
NoNaMe

Хезболла — дряхлая кляча Ближнего Востока

Покойный лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен как-то сказал: «Когда люди видят сильную и слабую лошадь, им по своей натуре нравится первая». Исходя из этого высказывания, местные жители больше не считают «Хезболлу» чистокровной верховой лошадью, а скорее дряхлой клячей.

Покойный лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен как-то сказал: «Когда люди видят сильную и слабую лошадь, им по своей натуре нравится первая». Исходя из этого высказывания, местные жители больше не считают «Хезболлу» чистокровной верховой лошадью, а скорее дряхлой клячей.

В этом южно-ливанском городе, который в настоящее время является пятым по величине в Ливане, на фонарных столбах развиваются флаги «Хезболлы», а на рекламных щитах изображены лица погибших в бою членов военизированной организации. Приверженные ей бородатые мужики разъезжают по улицам на новых BMW без номерных знаков, демонстрируя, что они выше ливанского законодательства.

Южноливанский город Набатия — это сердце «Хезболлы», расположенный менее чем в 25 км. от ливано-израильской границы. Во времена оккупации Израилем южно-ливанской буферной зоны, Набатия находился совсем рядом, являясь своего рода передовой для «Хезболлы». Во время операции «Гроздья гнева» (или «Апрельская война», как её именует «Хезболла») Израиль проводил бомбардировку городских объектов. Его односторонний уход в мае 2000 года укрепил организацию, закрепив за ней статус первой арабской группировки, которая победила в войне еврейское государство. Во время боевых действий между «Хезбаллой» и Израилем в 2006 году, пострадала как «Хезбалла» так и Набатия, но прекращение боевых действий и последующее перевооружение «Хезболлы» позволили поддерживаемому Ираном ополчению показать свою силу.

Теперь же, местные жители за чашечкой чая в чайхане на окраине города, в том числе ветераны боевых действий с Израилем, рассказывают совершенно другую историю. Согласно им, сейчас существуют три типа членов «Хезболлы». Первые — настоящие идеологи, вторые изначально поддерживали миссию этой организации, но теперь их поражают её действия и выходки, а третьи просто клюнули на деньги.

Никто из них не может сопоставить обещания «Хезболлы» с реальностью. Если когда-то лозунги на рекламных билбордах обещали безопасность и процветание, то сегодня у местных жителей нет ни того, ни другого. Несмотря на то, что члены «Хезболлы» по-прежнему получают зарплату, намного превышающую местную ставку, финансовые проблемы Ирана и сокращение им спонсирования вынуждают «Хезболлу» вдвое сокращать выплаты, что вызывает недовольство изнутри и насмешки извне.

Тем временем истинные идеологи, которые когда-то изображали себя авангардом нового порядка, теперь должны оправдываться, почему они наряду с Ираном бессильны и не могут ответить за убийство американцами 3 января 2020 года командующего спецподразделением «Аль-Кудс» Касема Сулеймани, а также за Мохсена Фахризаде — отца секретной иранской ядерной программы, который убили 27 ноября. Его убийство западные журналисты, Иран и многие местные жители приписывают Израилю. Иранские лидеры и «Хезболла» поклялись, что отомстят за оба преступления, но так и не смогли ничего придумать, кроме как выпустить несколько ракет по американским объектам в Ираке, большинство из которых не попали в цель или нанесли лишь незначительный ущерб.

Местные заявляют о погибших в Сирии четырёх тысячах членов «Хезболлы», и задаются вопросом не только, почему организация, которая изображает из себя ливанского националиста, позволила своим членам служить наемниками Ирану и сирийскому президенту Башару аль-Асаду, но и почему она не смогла ничего поделать. Некоторые высмеивают генерального секретаря организации Хасана Насраллу, предполагая, что он прятался в канализации южных пригородов Бейрута, опасаясь оказаться рядом с Сулеймани и Фахризаде.

Важно отметить, что жители Набатии и других контролируемых «Хезболлой» городов, критикуют её уже в открытую. В октябре прошлого года к протестам против политической элиты Ливана присоединились молодые ливанцы из Набатии, которые не прятали своих лиц. Проще говоря, по мере того, как «Хезболла» теряет своё прежнее «Я», местные жители теряют страх. В то время, когда американские демократы и республиканцы заявляют о потерпевшей неудачу кампании «максимального давления» на Иран, в Набатии жители рассказывают совершенно другую историю. «Хезболла» обеднела, оскудела и потеряла свой прежний блеск.

Покойный лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен говорил: «Когда люди видят сильную и слабую лошадь, им по своей природе нравится сильная». Исходя из этого, местные жители больше не считают «Хезболлу» чистокровной верховой лошадью, а скорее хромой кобылой. И тут возникает вопрос, сможет ли администрация Байдена, враждебно настроенная по отношению к нынешнему президенту Дональду Трампу и госсекретарю Майку Помпео, выйти из поражения, закачав ресурсы в Исламскую Республику Иран, которые принесут пользу не обычным иранцам или жителям южных ливанских городов, таких как Набатия, а скорей всего подобным «Хезболле» группировкам, которые со слов местных жителей стали тенью самих себя.