1. В принципиально чистом виде различать стоит лишь расизм и национализм. При этом высшим принципом, определяющим превосходство, в одном случае выступает раса, то есть набор природных признаков (биоантропологических: конституция тела, росто-весовые характеристики, форма фигуры, черты лица, волосы, их прямота, курчавость и цвет, цвет кожи, запах и т. п.), а в другом — нация с набором признаков социальных (культура, религия, язык, история, хозяйство, наука, техника, страна, государство, общество и т. п.).
Нацизм же обыкновенно исторически привязывают к национал-социализму Германии двадцатых — сороковых годов двадцатого века. Но поскольку в своей политике нацизм напирал на «чистоту арийской расы» немецкого народа и боролся против «расово неполноценных» народов (цыган, евреев, славян и т. п.), то именно нацизм прилично считать посредствующим звеном между национализмом и расизмом, а также синтезом расизма и национализма. И рассматривать нацизм не только как местное и историческое явление, но и как общее понятие, применимое не только к Германии первой половины двадцатого века, но и всюду, где только такой сплав расизма с национализмом проявится.
Адольф Гитлер, канцлер Германии...
Адольф Гитлер, глава округа Ошана, Намибия, победивший на выборах...
Итак, в случае расизма высшими и всё в жизни индивидуальной личности определяющими моментами будут моменты специфически природные, в случае национализма — специфически социальные, в случае нацизма — смесь как специфически природных, так и специфически социальных моментов.
2. Неважно, как мыслить это исключительное отличие расы или нации — как более ли высокое, как более ли глубокое или же как более широкое. Ясно одно: если личности человека «не посчастливилось» принадлежать к этой расе или этой нации, она принципиально не способна к должной для этой расы или нации высоте, глубине или широте.
А между тем любое общение представителей разных рас и разных наций, — и даже не тонкости понимания, но и брутальное ведение военных действий друг против друга, то есть сплошная деструкция, попытка уничтожения другой расы или другой нации, — любое общение возможно лишь в том случае, если между общающимися имеется нечто общее.
Простейший пример пояснит излагаемую суть дела. Если у вас нет радиоприёмника, поймать радиоволны и кодируемые на них сигналы радиостанций вам не удастся, нравится вам та или иная радиопередача или не нравится.
Но обыкновенно расисты и националисты — люди не совсем рехнувшиеся, чтобы отрицать вообще какую-либо общность с другими людьми, людьми не их расы и не их нации, отрицать настолько, чтобы всерьёз отказывать иным людям в отсутствии тела, мускульной силы, органов чувств, психических способностей и т. п. Поэтому расисты и националисты говорят лишь о количественном превосходстве (евреи, мол, самые умные, цыгане — самые артистичные, украинцы — самые певучие, кыргызы — самые выгоняющие узбеков из Кыргызстана и т. п.) или о чём-то сверх обычного, что у этой расы или нации имеется, а у других рас или наций этого нет, а оно-то и является причиной и критерием превосходства (крохотные бинтованные ступни ног китаянок или длинные, вытягиваемые в течение жизни и поддерживаемые металлическими обручами, шеи женщин какого-то там племени в Африке).
3. То общее, иждивением чего люди разных рас и разных наций понимают друг друга, за чей счёт способны общаться, я называю человечностью. А все различия, пусть и невоспроизводимые в другой расе или другой нации, также могут быть внесены в поле общности, понимания и учёта в личном общении или при составлении и осуществлении крупного межнационального или межрасового проекта.
Человек не является температурой, а измерять температуру даже далёких звёзд научился. Человек не является шаром, а объём и площадь шара вычислять умеет точнейшим образом. У человека нет крючковатого армянского носа и вот тут закавыка? Даже крючковатый южнофранцузский нос — слабая замена, негодный эрзац, мерзкий контрафакт, морковный кофе? Или человек не понимает по-армянски, так чтó, с ним никак и ни о чём не договориться? Ни по-русски, ни по-английски? Армянский язык герметичен и не переводим ни на какой другой? Посольство США в Армении с численностью сотрудников 3.500 человек работает вполне впустую? Деятельно раздувает пузыри своей фантазии об Армении и армянах?
Гомеопатия понимания и общения, само собой понятно, расистам и националистам на руку, но она, конечно же, неверна.
Человечность — более высокий, глубокий, широкий принцип, чем раса или нация. И он более высок, глубок, широк и (1) онтологически, и (2) гносеологически, и (3) эстетически, и (4) праксеологически, и (5) аксиологически. То есть с его помощью обретается (1) более прочная бытийная основа для всех рас и наций, чем без него. С его помощью (2) более точно постигаются все расы и нации в их самой глубинной специфике, чем без него. С его помощью (3) расы и нации оказываются более выразительными друг для друга, чем без него. С его помощью (4) более успешно взаимодействуют расы и нации, более успешно сообща и отдельно преобразуют природу (окружающую людей часть вселенной), чем без него. Принцип человечности (5) представляет более высокую ценность для всех людей, всех рас, всех наций и отдельных личностей, чем принцип расы, принцип нации, принцип индивидуальности.
Разумеется, с точки зрения человечности, существа, находящие в чём-то превосходство расы или нации над человечностью, суть недолюди, недочеловеки, застрявшие на более низких уровнях расы и нации, что-то возомнившие себе, а в людей покамест не превратившиеся. Но и напротив, с точки зрения этих недолюдей, так называемые люди — не более чем недоармяне, недоцыгане, недонегры, недомонголы. «Ну-ка ты, ничтожный недомонгол, пошёл вон из нашей великой степи!»
С кем вы, выберите сами. Но выбрать придётся. Принципы непримиримы.
4. СССР и особенно новая Россия не были богаты талантливыми, а уж тем паче — гениальными актёрами. Но два несомненных гения в этом роде искусства я знаю. Еврей Иннокентий Михайлович Смоктуновский и армянин Армен Борисович Джигарханян.
Из всей бесконечной фильмографии У. Шекспира крайне трудно найди более гениального Гамлета, чем Гамлет И. Смоктуновского у режиссёра Г. М. Козинцева. Гамлет… Это ведь не еврейский паренёк из Белоруссии по фамилии Смоктунович? Нет, это принц королевства Дании. Если бы актёр напирал на еврейство, педалировал его и его выпячивал, вряд ли его работа имела бы столь крупный успех. Хотя евреи, возможно, хитро поухмылялись бы и важно поцокали бы языками. Успех английского драматурга У. Шекспира, повествующего не об Англии, но о Дании, как и успех русского актёра-еврея И. М. Смоктуновского, как и успех перевода русским поэтом, евреем Б. Л. Пастернаком, староанглийского текста на русский, достигнут за счёт человечности, а не за счёт национальных или расовых исключительных особенностей. Курчавые волосы И. М. Смоктуновского, лошадиные зубы Б. Л. Пастернака или бородка У. Шекспира не имели в этом деле никакого значения.
Хотя А. Б. Джигарханян снимался и во множестве плохих фильмов, эпизоды с его участием часто спасали дрянь и откровенную сценарно-режиссёрскую халтуру, настолько это великий, бесконечного обаяния, актёр. Снимался он и в национальных армянских фильмах. Роли пронзительные, острые, порой — гротескные. Но огромная его слава пришла к нему не с этими ролями. И если бы он не был человеком человечным, а был бы только армянином и актёром лишь для Армении и армян, говорил бы только на армянском языке, его бы, возможно, хорошо знали в Армении, ценили там и даже, вероятно, носили бы на руках, но для всех прочих он был бы неинтересен и даже мало знаком.
Только человечность причащает к гениальности. А не армянство или цыганство. Германство И. В. Гёте или итальянство Леонардо — вполне вторичны, третичны и четверичны в сравнении с их человечностью.
5. Расист, националист, нацист узнаются сразу: «в глазах блеск, говорят о своём»… А если кто из их братии совершит преступление против другой нации или расы, они всячески будут вызволять своего вопреки всякой справедливости, правосудию и нормам закона.
Справедливость, правосудие, закон — это для других. А тут ведь свой: чеченец, татарин, грузин… Надо вызволять. Надо!
2016.10.03.