Не так давно успешно прошёл IPO OZON, а я рассказывал какие сомнения у меня вызывает компания. Но котировки после открытия ушли значительно вверх и продолжают расти, с чем я могу поздравить всех инвесторов участвовавших в размещении.
И вот очередь дошла до Airbnb. Компания выходит на IPO (Initial public offering - первисчное публичное размещение акций на бирже) , торги начнутся уже 10 декабря.
Airbnb — это онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. География компании обширна: это 220 стран, 81 тыс. городов. На данный момент на платформе зарегистрировано 150 млн клиентов и около 7 млн предложений о сдаче недвижимости.
Как выглядит по простому бизнес-модель Airbnb от компании Атон:
Компания прошла длительный путь от создания идеи в 2007 году до текущего положения вещей, когда компания решила выйти на биржу.
История Airbnb началась в 2007 году в Сан-Франциско, когда двое 26-летних друзей-дизайнеров, Брайан Чески и Джо Геббиа, пытались найти деньги для оплаты своей арендованной квартиры. В городе проходил международный конгресс дизайнеров, все отели были распроданы. Друзья быстро соорудили интернет-сайт AirBedandBreakfast.com, где предлагали недорогое жилье и завтрак в своей квартире, причем спать гостям приходилось на надувных матрасах. Три участника конгресса откликнулись на объявление и стали первыми клиентами будущей компании Airbnb. (источник: Forbes)
Сразу можно ответить, и это очевидный факт, что фундаментально это не лучший год для этой компании, как и для многих других компаний. С другой стороны компания ищет и находит возможности даже в такой сложной экономический/ пандемической ситуации. В период пандемии возрос спрос на удалённые районы, где люди старались скрыться от пандемии вместо того, чтобы оставаться в больших городах.
Раньше основным источником дохода Airbnb были большие города, куда приезжали толпы туристов. Теперь, во время пандемии, люди опасались уезжать далеко и старались избегать самолетов и гостиниц. Большинство резерваций делалось в городах не дальше 300 миль (чуть менее 500 км) от места постоянного жительства гостей. Кроме того, люди предпочитали переживать пандемию в маленьких городках и не в гостиницах, а в частных отдельно стоящих домах, что минимизировало опасность заражения.
Выручка компании
За шесть лет выручка Airbnb увеличилась в 19 раз. В 2019 году она составила порядка $5 млрд. Это не весь оборот платформы, а лишь часть комиссионных, которая попадает в Airbnb от каждого бронирования.
Рост выручки с 2013-2019 в разы превосходит рост выручки Booking одного из основных конкурентов компании.
Убытки
Компания стабильно убыточна, традиционно лучшими кварталами являются 3 квартал, где компания в этом года также показала лучшую скорректированную прибыли до вычета налогов, амортизации и обесценения на уровне $500 млн.
Компания была прибыльная на уровне операционной прибыли в 2017-2018 годах.
Пандемия
Коронавирус нанес тяжелейший удар по всей индустрии гостеприимства, включая и Airbnb. Объем продаж значительно сократился в I и II кварталах. Компания получила убыток во II квартале $576 млн — почти вдвое выше, чем годом ранее.
Руководство компании: сократило 25% сотрудников (при увольнении они получили пособие, равное зарплате за три месяца, и годовую медицинскую страховку), срезало бюджет маркетинга и обратился к инвесторам компании за дополнительным финансированием; в апреле Airbnb получила от них около $2 млрд кредитов.
Спрос на краткосрочную аренду восстанавливается. По данным аналитиков в III квартале клиенты потратили больше денег на бронирование через Airbnb, чем через такие сети, как Marriott International, InterContinental Hotels Group и Hilton Worldwide Holdings.
Плюсы компании
- Значительный рост выручки
- Большая доля рынка 27% (по итогам 2018 года);
- Восстановление спроса на краткосрочную аренду жилья восстанавливается на фоне пандемии в сторону отдельных объектов бронирования для минимизации контактов с другими людьми; путешественники, сокращая расходы, предпочитают более доступные варианты жилья – квартиры, а не отели; растет популярность путешествий в маленькие города с низкой плотностью населения.
- AirBnb, наряду с Uber – главный символ экономики “шеринга” (экономики совместного потребления), узнаваемый потребительский бренд;
- Компания входит в пятёрку крупнейших компаний индустрии путешествий и гостеприимства и создаёт новый рынок “впечатлений”, оцениваемый в $1,4 трлн.
Использованию привлечённых средств от IPO
Компания намерена направить привлечённую в ходе IPO сумму на общие корпоративные расходы: увеличение оборотных активов и погашение краткосрочных долгов, операционные расходы и капитальные затраты, уплата налогов.
Компания за свою историю провела 22 поглощения. В марте 2019 году компания приобрела HotelTonight за $400 млн (в том числе акциями AirBnb). В феврале 2016 года Luxury Retreats (вип-клон AirBnb) приобретён за $300 млн. На новые приобретения также могут быть направлены привлечённые средства.
Почему участие в этом IPO может быть интересно
В пятницу 4 декабря рынки США закрылись на исторических максимумах.
Индекс страха и жадности CNN указывает на экстремальную жадность
Иными словами сейчас всё, что покупает инвесторы растёт.
Несмотря на пандемию 2020-й стал годом рекордного количества IPO технологических стартапов. Огромные деньги, вливаемые в экономику американскими монетарными властями, в значительной степени попадают на фондовые рынки.
Многие фонды прямых инвестиций просто «сидят на деньгах» и ищут для них выгодного применения. В то же время многие технологические стартапы спешат воспользоваться благоприятной ситуацией и выйти на IPO, не дожидаясь полного восстановления экономики.
Аналитик Atlantic Equities Джеймс обозначил целевую цену в $75 (upside от цены размещения 50%) и дал оценку "лучше рынка", отметив «значительный долгосрочный потенциал роста» на рынке туристического жилья стоимостью 800 млрд долларов, а также ожидаемый спрос на поездки, который восстановится в 2021 году.
Риски
- Волны пандемии могут вызвать локдауны и ограничения на возможность путешествовать и сдавать жильё в аренду
- Компания убыточна, накопленный убыток составляет $2,1 млрд долларов. Долг компании составляет $1,997 млрд, общий объём обязательств – $6,873 млрд
- Даже без локдаунов темпы прироста выручки снижались, компания ожидает дальнейшего замедления в будущем.
- Конкуренция в отрасли традиционно сильна
- Отрасль зависит от ценовой политики Google, основного оператора контекстной рекламы
- Власти пытаются регулировать отрасль, чрезмерное увеличение туристического потока не всегда является желательным
- Контроль над компанией остаётся у менеджмента и венчурных инвесторов
- Компания противопоставляет типичное городское окружение переполненным отелям. Однако отели больше не переполнены.
- Компания не планирует выплачивать дивиденды в обозримом будущем. Все средства будут направлены на развитие бизнеса.
Ограниченное участие в IPO
Доступно не всем инвесторам, минимальное участие например на Тинькофф Инвестициях возможно только для квалифицированных инвесторов с заявкой от $10 000.
Сделки будут идти как внебиржевые, поскольку бумаги не появятся на бирже СПб в ближайшее время.
Резюме
Осознавая риски и понимая я с высокой долей вероятности размещу заявку на участие на следующей неделе. Идея в большей степени спекулятивная, чем фундаментальная. Факторы "За" в моих глазах превосходят факторы "Против".
Хорошего дня!
Присоединяйтесь к нашему телеграму @finanswer1 .
В конце приведу ряд ссылок, которые благополучно взял из открытого источника и использовал в статье:
Проспект эмиссии
Forbes
Атон
Финам
Techcrunch
CNBC о последнем квартале Airbnb
CNBC о восстановлении спроса на Airbnb
Кто хочет поддержать авторов канала, вот ссылка