Выписки из личных дневников.
09.06.2017.
Сегодня в Пермкрайархиве познакомился с удивительным человеком: Горностаевым Андреем Викторовичем. Как всегда случайно: перебирая полученные дела конца восемнадцатого века( протоколы заседаний осинского уездного суда) ,заметил .что читать записи 18-го века без переводчика не возможно. Не помню точно реплику молодого человека , стоявшего за соседним столом, но он заявил., что читает такие тексты свободно. «Наглость» его меня несколько изумила: я в свою очередь сообщил историю со своим несостоявшимся родственником- Шляпниковым Николаем, который в конце восемнадцатого века совершил государственное преступление – объявил себя императором Петром III. Дело это (два тома, всего лишь) я обнаружил в описях ЦГИА. Далее мной был послан в Москву работник – Новикова(царствие ей небесное).Она сделала фотоснимки и привезла их в Пермь. С фотоснимков сделали пдф-файл. Когда я попытался прочитать, у меня это не получилось: я смог расшифровать отдельные слова. Нашел специалиста: он текст мне воспроизвел в современной орфографии, и тогда я понял, что мне нужен переводчик. Оказалось. что я плохо понимаю смысл написанного и слова и синтаксис, а ведь вроде прошло всего два века. Молодой человек,(представился он несколько позднее), сообщил мне., что он историк и пишет диссертацию на тему(приблизительно по смыслу) о перемещениях беглых людей в России в конце 17, 18 веках. Я спросил:: «откуда он»? И тут вдруг услышал: « из Калифорнийского университета.»! Как потом оказалось, родом Андрей из подмосковья, закончил какой то московский вуз по специальности- «История», изучил в достаточной степени английский язык и поступил в калифорнийский университет на ту же специальность.
Одним из первых вопросов, мной заданных был: « Насколько полно институт Гувера владеет документами по русской истории по сравнению с другими учреждениями США.» - Оказалось, не в такой монопольной доле, как я себе представлял. «Зачем американцам сведения по таким эфирным нюансам русской истории»? - спросил я. Точно его ответ я не запомнил, но по смыслу, мол, для синтеза парадигмы общечеловеческой культуры.
«Как американцы относятся к русским?» - задал я следующий вопрос.
-«Почти, никак, о их существовании начали говорить, лишь в связи с избранием Трампа" - ответил он.
Андрей рассказал, что один из американцев предположил, что Россия находится где-то на севере Канады. По его легкому(надеюсь) акценту американцы принимают его за представителя восточной Европы, когда узнают , что он из России, отрицательно не реагируют.
На вопрос , что он собирается делать после защиты диссертации, Андрей ответил, что попытается найти себе где-нибудь работу.
Успели мы обсудить и видение русской истории 17-18 века. Я , видимо, несколько удивил его своими представлениями об отрицательной роли Петра I, о совершенстве делопроизводства при Алексее Михайловиче и деструктивности петровской реформы и в этой области. Петр I – это деструктивный миф, и порядка при нем не было никакого, государственная власть функционировала лишь в местах дислокации вооруженных сил.
В ходе обмена мнениями мы пришли к выводу, что имперская власть начала по настоящему оформляться лишь в конце 18-го , начале 19-го века. В осуществлении этого недооцененную роль сыграл Сперанский(невольный и условный узник Перми), который по словам Андрея , сумел синтезировать невероятное количество правовых актов сконструировавших государственную систему управления России.
Я успел рассказать о своём проекте –« Истории России через историю его населения», историю системную, генеалогия в которую входит составной частью. Рассказал . что только что открыл АНО « Центр системного изучения родоведения» и проект этот будет иметь коммерческую составляющую в качестве средства для саморазвития.
Он спросил: не пытался ли я прибегнуть к привлечению грантов, например президентских. На что я ответил: любые гранты по истории предоставляются только молодым людям для обучения и независимых научно-исследовательских тем по истории не поддерживают.
Я спросил где можно ознакомится с его работами, он мне его оставил адрес(вот он: «andreygornostaev@gmail.com.». И рекомендовал познакомится с работами Кошелевой Ольги Евгеньевны. Андрей, Правда заметил, что его работы публикуются в основном на английском языке. Я по поводу языкознания заметил, что английский я не знаю, в наше время главным противником ещё считались немцы.» Андрей подтвердил , что и его родители тоже изучали немецкий язык. Не сошлись мы мнениями о необходимости изучения иностранных языков: на моё утверждение о бессмысленности траты времени, вместо углубленного изучения предмета исследования, он сослался на мнение своей жены – филолога, которая живет с ним и тоже работает в США, Сам он , кроме английского владеет немецким, французским и хочет изучить польский.(Эх молодость ,молодость – не знает она как быстро летит время.). Англо-саксы прекрасно живут и без знания иностранных языков!
Уже дома во время сообщения Татьяне(жене) о своём неожиданном знакомстве, мне в голову пришла хорошая идея: привлечь Горностаева Андрея к участию в своём проекте.
(Кстати , вспомнил ещё: он мой исторический метод – охарактеризовал как получившее лет двадцать назад методологическое направление в истории – «народное»(условно) от простого человека к государству и власти.(изустная история и т.д и т.п. В моём представление это всё же эрзац- теория. Моя не такая.). А Татьяне я порекомендовал, сообщить Насте о моём рассказе и привести Андрея в качестве примера для подражания.
10 июня 2017.4 часа 11 минут.
Прошло три года. Что изменилось?
Самое главное: Росархив осенью 2017 года запретил самостоятельное копирование архивных материалов, установил запрет на любое копирование особо ценных материалов, произвольно включив в этот список наиболее ценные. Ограничил 100 листами в день копирование материалов средствами самих архивов и установил не подъемные цены для исследователей за эти услуги. Всё независимая историческая наука в России остановлена! Пытался я за эти три года найти единомышленников всеми доступными способами в том числе и в интернете. Ни один человек не заинтересовался. Устанавливать связь с Андреем Горностаевым я не стал: у него своя жизненная программа, у меня сырой проект. За это время я успел насобирать совершенно гигантское собрание электронных образов документов по истории Росиии(порядка 500 ГБ). К примеру у меня в моём архиве находится несколько десятков электронных образов документов по переписи города Москвы с 1635 года до середины 50-х годов 20 века. Собрано из интернета из открытых источников. Точно такие же материалы собраны и по десяткам других городов Российской империи и СССР. Нет смысла перечислять все даже, разделы наименований собранных мной за двадцать лет образов документов их слишком много для краткой информации. Подумал я, подумал и решил, что одному продолжать эту работу, не только сбора, но и переработки всей собранной информации , уже нет смысла: я просто не успеваю. И решил я закончить оформление своих многообильных исследований по собственному родоведению. Убежден, что это будет нужно моим многочисленным потомкам настоящим и будущим. Я оптимист и уверен, что мегапроект мой не может быть только в моей голове и в моём сердце, он обязательно зреет и развивается и у многих других исследователей. Делать на этой теме карьеру, мне уже не надо в силу возраста и внутреннего неприятия таких действий принципиально. Незыблимым принципом считаю общеизвестный девиз: " Делай как должно вне зависимости от результатов своих действий"!
6 декабря 2020 года 00-33 по московскому времени.