Привет, поколение выросшее на фильмах о супергероях!
Для написания этой заметки я прошерстила интернет и нашла пару статей на киносайтах, датированных 2017 годом, в которых обсуждалось падение интереса к супергеройскому жанру.
Авторы связывали свои прогнозы с перенасыщением рынка и однообразием рассказанных историй.
Эволюция супергероики
Действительно, сколько еще сможет существовать великая эпоха Мстителей, начатая Марвел с «Железного человека», снятого в 2008 году, и логично завершившаяся «Мстителями: Финал» в 2019. Почти 11 лет продуманных, хоть и несколько однотипных сольников, и кроссоверы, набирающие масштабы с каждой новой частью.
Логика боссов-продюсеров проста: если супергерой понравился людям, значит нужно подать ему еще больше, красочнее, зрелищнее. Зачем тратить деньги на оригинальность, которая «не зайдет», когда можно вложить деньги и получить гарантированную прибыль.
На смену самовлюбленного гения и филантропа Тони Старка пришел жизнерадостный Питер Паркер, как бы намекая на смену поколения фанатов. Для «старичков» оставят Человека-Муравья и Доктора Стрэнджа (они не будут такими же крутыми, как Старк, но на безрыбье, как говорится). Для любителей «повесточки» впопыхах на коленке сделали Капитанку Марвел и Черную Пантеру (здесь постарались получше).
Антигерои
Однако, предчувствуя перенасыщение рынка, стриминговые сервисы дают зеленый свет экранизациям авторских комиксов. Связано это с наличием относительной свободы действий киноделов, хоть и, меньшими бюджетами и гонорарами.
Огромной популярностью и интересом среди аудитории пользуются:
- «Академия Амбрелла» — авторство персонажей принадлежит солисту группы My Chemical Romance;
- «Пацаны» — Гарт Эннис и Дэрик Робертсон мастера отвратительных супергеройских характеров;
- «Хранители» — продолжение и новое прочтение снайдеровской экранизации альтернативных комиксов Алана Мура.
И это не говоря уже о целой россыпи историй типа «Джессика Джонс», «Сорвиголова», «Каратель», «Роковой патруль» и так далее.
На первый план выходит другой тип героя. Правильнее сказать, новым супергероем становится антигерой.
Антигерой (не путать со злодеем или антагонистом) — главный герой, двигающий повествование, наделенный явными отрицательными чертами (яркие примеры — доктор Хаус, Уолтер Уайт, особенно в последних сезонах, даже Тони Старк в «начале» своей карьеры в первом фильме).
Популярность анти-супергероев объясняется тем, что зрителю легче ассоциировать себя с главными персонажами, ведь никто не безгрешен. Игры с моралью, проблемы с зависимостью и законом оправдываются положительным итогом, что позволяет нам тайно (а может и явно) оправдать свои «оплошности» и «зло во имя добра». Зритель не теряет возможность почувствовать себя в чужой шкуре.
Упор на антигероях очеловечивает персонажей, позволяет добавлять реалистичности, «крови и пота», делать супергеройское кино для взрослых.
Отрицательный эффект заключается в установлении возрастного ценза, снижении объемов потенциальной публики, поэтому крупные студии типа Марвел и ДиСи осторожничают (хотя, не Дедпулом единым).
Что дальше
С тем, в каком направлении движется рынок супергероики разобрались. Но насколько еще хватит этого пласта поп-культуры, чтобы поддерживать интерес публики на прежнем уровне?
Создание тонн контента приводят к неизбежной повторяемости.
В последнее время я при просмотре очередной супергеройской истории возвращаюсь к мысли, что «где-то я это уже видела». При чем попытки создателей «удивить», сделать еще жестче, еще смелее и реалистичнее, абсолютно уводят от принципа хорошо рассказанной истории.
Это произошло со вторым сезоном «Пацанов», где акценты с главных героев сместились в сторону суперов, отчего казалось, что ничего не происходит. А в «Проекте Power» авторы создали для героя Джейми Фокса главную дочь и «не главную», забыв о достаточно занимательной завязки на тему «а что, если бы суперсилы распространяли как наркотики».
Однако, одних ощущений недостаточно и пока у супергеройского кино будут высокие рейтинги и сборы, нас неизбежно будут закидывать однотипным контентом с удачными и неудачными попытками выделится.
И Мартин Скорсезе может продолжать брызгать слюной, сколько ему влезет.
А вы что думаете на этот счет? Пишите в комментариях.
С любовь к кино, Саша Кинокраш.