Найти тему

Стоицизм как открытая философия

Есть учения, ограниченные каким-либо каноном или авторитетом, противоречие которым означает отступление от учения. Таковы, например, мировые религии. Ведь в них невозможно подвергнуть сомнению учение Христа, Мухаммеда или Будды. Таковым же является марксизм-ленинизм, который хотя и провозглашает свою научность, но не приемлет сомнения в правоте Маркса, Энгельса и Ленина.

Стоицизм не таков. Труды его основателя — Зенона Китийского — дошли до нас лишь фрагментарно, да и авторитет Зенона никогда не был непререкаемым. Как сказал Сенека, "все, кто до нас занимались тем же [поиском истины], не наши повелители, а наши вожатые. Истина открыта для всех, ею никто не завладел. Немалая доля её останется и потомкам".

Еще один пример не догматического характера стоицизма можно найти в "Размышлениях" Марка Аврелия. Будучи глубоко религиозным человеком он вполне допускал свою неправоту в понимании мироздания, когда писал: "Или роковая необходимость и непреложный порядок, или благостный промысел, или же беспорядочная, никому не подвластная сумятица. Если непреложная необходимость, то чего же ты упираешься? Если промысел, доступный мольбам, то сделай себя достойным божественной помощи. Если же никем не руководимая сумятица, то будь доволен уже тем, что среди этого вихря ты сам обладаешь в себе некоторым руководящим началом ума".

Философия стоицизма изначально строилась по образцу научного знания, допускала дополнения и исправления, и остаётся открытой системой до сих пор. Центральное понятие стоической физики, — управляющий миром Логос, — может иметь как идеалистическое, та и материалистическое толкования. Для древних пантеистов Логос был тождествен обожествляемой природе. Для панентеистов Логос был универсальным божественным разумом, управляющим природой. Для христианских стоиков Логос был словом божьим. Для материалистов Логос — это совокупность законов природы и причинно-следственных связей. При любом толковании стоицизм остается цельной и самобытной философией, приводящей к одной и той же этике.

Впрочем, практика всегда считалась первичной и самой важной частью в стоицизме, тогда как логике и физике отводилась только вспомогательная обосновывающая роль. Еще в "древней Стое" (III век до н.э.) Хрисипп считал, что для обоснования стоических наставлений допустимо использовать аргументацию других философских школ, даже если она не согласуется с философией стоиков. Поэтому со времен "поздней Стои" (начала нашей эры) метафизика стоицизма вообще утратила сколько-нибудь принципиальное значение и стоицизм стал в общем и целом этическим учением. Так что не важно, какую философскую и научную базу вы подводите под стоическую этику, лишь бы работала.

Если вы стараетесь следовать стоической этике, то вы — стоик. И не важно, кем вы являетесь при этом еще, — атеистом, христианином, мусульманином или буддистом, — с этической точки зрения разницы в этом нет.

"Афинская школа", Рафаэль Санти, 1511
"Афинская школа", Рафаэль Санти, 1511