Благодаря природным достопримечательностям Горный Алтай — это популярное туристическое место. Одним из таких стал перевал Кату-Ярык, который на 70% представляет собой крутой спуск с Улаганского плато в долину реки Чулышман, достаточно опасный и страшный.
Это дорога вниз, покрытая грунтом и камнем, протяженностью 3,9 километра и уклоном 45 градусов на высоте почти 800 метров от подножия.
Разъехаться двум машинам тут можно только на поворотах и то не на всех, справа по движению — отвесный обрыв. Бывает, что за день машинами дорога разбита так, что подъем в гору может стать сложным и небезопасным мероприятием. Случается местным затягивать наверх на буксире авто гостей.
Но несмотря на трудности движение на спуске оживленное — много автотуристов приезжают проникнуться величием и спокойствием Горного Алтая. И, видя такой наплыв, мы предполагали, что на отдыхе нам придется раскошелиться.
Оказалось, местные жители не задумываются о том, что можно наживаться на туристах. Мы увидели спокойных, неторопливых, с видимым отсутствием жажды денег алтайцев. Сложилось впечатление, что они им не нужны, но раз уж гости приехали, то так и быть: и на постой определят, и плату возьмут.
Внизу в ущелье расположено несколько баз отдыха, одну из которых мы выбрали. Первое время наслаждались тишиной, природой, отсутствием суеты и безмятежностью.
Потом решили, что пришло время экскурсий, и пошли пообщаться с хозяином базы. Искать его не пришлось — он каждый день сидел на лавочке возле столовой. Видимо, при налаженной работе много свободного времени.
На вопрос об экскурсиях и их стоимости наш гостеприимный хозяин стал не спеша рассказывать: про неприступный Учар — крупнейший каскадный водопад на Алтае высотой 160 метров, про Каменные грибы, которые стоят на тонкой ножке, толщиной не более полметра, а высотой достигают 7 метров, про Телецкое озеро, которое по чистоте пресной воды уступает только Байкалу.
Однако о стоимости экскурсий он так и не заговорил, не предложил отвезти, показать, рассказать, привезти. Разговор продолжился о жизни, о том, откуда мы приехали. Рассказал нам, что мусора здесь нигде нет — он вывозится в ближайшие населенные пункты, которые находятся в 30 километрах, что связи, кроме экстренной спутниковой, тоже нет, что живут тут только летом, а на зиму поднимаются в Улаган
Наконец, не дождавшись, мы решили предложить сами: отвезите нас, покажите – заплатим. «Зачем? — удивился хозяин, — У вас же есть свои машины. А я вам расскажу, где и что можно посмотреть, как туда попасть». Так упустил наш хозяин выгодную сделку. А ведь мог за пару часов разбогатеть на 3-4 тысячи рублей, если учесть оплату за всех пассажиров.
Как вы думаете, почему алтайцы не бегут за длинным рублем? Согласна, что цены там тоже не маленькие, но не заметили мы блеска в глазах при виде денег.
Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь на наш канал и давайте путешествовать вместе!