Найти тему
У нас в провинции

ДЕФИЦИТ В СССР... Я помню все свои зимние сапоги той поры: где купила, сколько носила...

(из открытого доступа Яндекс-картинки)
(из открытого доступа Яндекс-картинки)

Сегодня посетила однодневную ярмарку-распродажу «финской зимней одежды». И не потому, что у меня нет зимней одежды, а потому что накануне к нам в офис забегал громогласный парень и раздал кучу рекламок, где обещались скидки до 70%, да еще подарочные карты на 1000 рублей. Так что соблазнилась я небывалой дешевизной и решила посетить сие эльдорадо.

Студенты, решившие поработать на благо организаторов ярмарки, наученные бездарными коучами, вели себя как цыганки у вокзала: окружали со всех сторон, теснили к вешалкам, трясли товаром и при этом кричали так, что впору бежать с этой ярмарки подальше.

«Хватит тарахтеть над ухом! - сказала я самой надоедливой барышне. - Дайте мне посмотреть товар, а что мне надо, я сама у вас спрошу». Девушка отошла от токсичной бабушки, а ее место заняла другая: «Вы, наверное, начальником работаете? Вам очень идет это пальто. За сколько бы Вы его купили? А еще у нас хорошая европейская обувь специально для пожилых».

В общем, товар там был неплохой, но покупателей почти не было. Потому что зимнюю одежду у нас можно купить в два раза дешевле, несмотря на обещанные скидки. Бедные дети надрывались зря. В стране давно переизбыток товара, а у населения дефицит денег.

Когда-то было наоборот… Зацепила меня эта европейская обувь. Пока ехала домой, вспомнила все свои сапоги времен далекой молодости. Жалкий получится рассказ, но, может, кому-то вспомнится что-то свое, как мы жили тогда, чему радовались.

…До окончания сельской десятилетки в 1977 году я ходила зимой в войлочных сапогах. Такие и сейчас продаются на рынках. В СССР они не были в дефиците, их носили и старые деревенские бабушки, и женщина средних лет, и молодые девчонки. А иначе как зимой пробираться по сугробам до школы? Ну, не валенки же с галошами носить?! В общем, в войлочных сапожках нам было тепло и хорошо, хотя взрослые девушки, уехавшие в города, приезжали домой в сапожках на каблуках или донашивали недавно вышедшие из моды сапоги-чулки.

Горе пришло, когда я в том же году поступила в столичный вуз. Приближалась зима, а в институт в войлочных сапогах не пойдешь. Мать дала мне денег, но больше ничем помочь не могла. Каждые выходные я обходила знакомые московские магазины, но приличных сапог не видела. Попадались только те же войлочные или уж совсем тупорылые, похожие на мужские. Я знала, что если «нападу» на красивые сапоги, придется полдня простоять в очереди, но это ничто по сравнению с тем, что зимой придется ходить в осенних сапожках, которые кто-то из городских родственников подарил с барского плеча. И вот оно, чудо! Где-то на окраине увидела теплые замшевые сапоги моего размера. Они были на плоском каблуке, но высокие и облегающие ногу. Эту вещь уже можно было носить, не стесняясь, и я в них отходила все пять зим.

Потом, с 1982 по 1984 гг, я работала по распределению в Сибири, и там, как ни странно, дефицит был не настолько страшным как, к примеру, у нас в Калужской области. Это касалось и продуктов, и товаров. Я без проблем купила себе сапоги на шнурках по типу лыжных ботинок, только высокие. Вполне удобная вещь, особенно по гололеду.

Вернувшись в родные края, к первой же зиме купила в магазине соседнего Брянска высокие кожаные сапоги на каблуках, очень красивые. Прямо так и купила – без блата, без очереди. Приехала в этот город на один день присмотреть себе платье для похода в ЗАГС, а купила сапоги. Просто повезло, звезды так сошлись.

Как же я горевала, когда следующей зимой случайно наткнулась на торчавшую из земли арматуру. Нет, сапоги не порвались, но на коже остался глубокий след, который я тщательно замазывала обувным кремом.

Ближе к 90-м достались нам по каким-то ведомственным чекам изящные сапожки на каблуках, совместного производства – на голенищах красовались разноцветные вставки-лепестки. Недостаток у них был только один – точно такие же носило тогда полгорода. Они вышли из моды гораздо раньше, чем износились физически. Выбросить было жалко, так и лежали еще лет десять «на всякий случай».

Когда в стране исчезло все и везде, народ выкручивался с удвоенной энергией. Помню, во время поездки в областное Управление на рынке увидела бабушку, продававшую неплохие сапожки б\у. Я взглянула на них и взмолилась: только бы подошли по размеру! Бабушка, не привыкшая торговать, еще и уговаривала меня: это, мол, модные сапоги, дочь относила всего сезон, посмотрите хорошенько. И цену назначила низкую. Как же я ей была благодарна!

Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой, но тогда…. Все было хорошо в СССР, если б не дефицит.