Найти тему

Мессия, который не смог. Что не так с сериалом "Третий день"?

Оглавление
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И был вечер, и было утро:
день третий.
Книга Бытия.

Аннотация

В годовщину смерти сына Сэм (Джуд Лоу), как всегда, едет на место гибели мальчика. Волею судьбы он оказывается отрезанным от внешнего мира на расположенном рядом острове Оси. Островитяне готовятся к большому фестивалю и выглядят в большинстве своем весьма дружелюбно, но Сэм чувствует, что эти люди проявляют к нему какой-то нездоровый интерес и хранят кровавую тайну, связанную с их вероисповеданием.

Лирическое вступление. Можете переходить сразу к следующей части

Все любят истории, которые нужно разматывать как клубок. Истории, которые загадывают тебе загадку за загадкой в надежде, что ты разгадаешь их быстрее, чем тебе дадут изящное объяснение. И какое же это интеллектуальное удовольствие – с ключом в руках возвращаться к началу истории и смотреть, как затягиваются белые пятна, как наполняются смыслом детали, меняются акценты, и целые сцены вдруг обретают совершенно другое значение.

В «Третьем дне» слишком многое не сходится. Не бьётся. Не складывается в единый пазл. Как будто создатели потеряли несколько важных деталей, и собрали картинку не так, как предполагалось.

Нельзя сказать, что «Третий день» совсем не выстраивается в единую историю. Выстраивается. В историю очень схематичную, неряшливую. В историю с большим количеством расхождений и неточностей. В историю, где действия героев зачастую можно объяснить только серьезными психическими отклонениями или Божьим промыслом. Потому что они не вытекают из логики повествования, из сложившейся ситуации, а происходят совершенно произвольно, будто кто-то сверху кидает кости и заставляет героев двигаться так, как указали фишки на столе.

Часть, в которой зрителю никто ничего не объясняет

Сюжет «Третьего дня» вполне очевидно делится на две части – авторы изначально предполагали, что это будут два разных сезона. Назовем их официально – «Лето» и «Зима» – или придумаем название сами – «История отца» и «История матери». Не так важно. Важно то, что к завязкам этих историй есть серьезные вопросы. Чтобы обойтись без спойлеров, я попробую сформулировать это так. В начале своих сюжетных линий и Отец, и Мать совершают очень странные, нелогичные поступки, которые дают толчок дальнейшим событиям.

Почему они совершили эти поступки?

Да бог их знает. Наверное, были не в себе. Не подумали. Ну с кем не бывает. Других объяснений вы все равно не получите.

Джуд Лоу, как и зритель, несколько озадачен происходящим
Джуд Лоу, как и зритель, несколько озадачен происходящим

Вы смотрите сериал, в котором сюжетом заложено много белых пятен, и терпеливо ждете, когда же вам дадут внятные подсказки или, на худой конец, просто все объяснят. Объяснят все странные действия героев, все необъяснимые происшествия и невероятные стечения обстоятельств.

Но вам никто ничего толком не объясняет.

Нам говорят: «Вы знаете, весь этот остров держится на древнем культе». Мы отвечаем: «Ого, класс, а что за культ?». Нам показывают пару распоротых зайцев, пару полу-языческих, полу-христианских обрядов и наскальные рисунки в какой-то пещере – и все. Дальше сами как-нибудь придумайте, что вы, древних и страшных культов никогда не видели?

-3

Истории любви (мужчин и женщин, родителей и детей) в большинстве своем тоже остаются недосказанными, не доведенными до ума, потому непонятными, нелогичными: летом женщина готова пойти на любое предательство и преступление, чтобы остаться со своими детьми, а зимой она уходит от них и перестает интересоваться их судьбой. Летом один человек без памяти любит другого, а зимой он на него даже смотреть без отвращения не может.

И это нормально, такое действительно может произойти, но почему? Как они прошли этот путь? Где была арка героя?

Ведь кино (как и литература) – это не спортивные соревнования. Здесь важен не результат (вот она была хорошей матерью, а потом вдруг кинула своих детей), а путь из точки А в точку Б. Почему и в какой момент своей жизни она разлюбила своих детей? Была ли она вообще хорошей матерью? Какие обстоятельства могли заставить ее отвернуться от любимых?

-4

Столько же белых пятен остается в истории гражданской войны между жителями острова: в конце нам просто выдают набор фактов, никак не объясняя их природу. Как будто между «Летом» и «Зимой» был какой-то важный кусок, который бы все соединил, объяснил и расставил по местам.

Но нам его показать забыли.

Зачем смотреть "Третий день"?

И это обидно, потому что в «Третьем дне» действительно много хорошего. Во-первых, местами он просто невероятно красив. Создатели постарались развести по стилю съемки «Лето» и «Зиму».

Летом изображение насыщенно, сочно и слегка размыто, будто эти серии снимала бригада художников-импрессионистов. Плавающая, покачивающаяся камера, легко двигающаяся по мизансцене, резко размытый, буквально до пятен вместо предметов, фон, яркие, будто на пределе контрастности цвета – все это похоже на гонку за ускользающим моментом, гонку за самой жизнью во всем ее буйстве.

Сейчас нам показывают мимолетный взгляд или неосознанное движение мышц лица, чтобы мы могли проникнуть в мысли героя, а уже в следующем кадре человек, которого мы только что так внимательно изучали, совершенно теряется на фоне величественных вековых деревьев, которые стояли здесь задолго до его рождения и спокойно переживут все его трагедии.

-5

«Зима» отличается не только преимущественно холодными, «грязными» цветами, но и стилем съемки. Четкая, резкая, реалистичная – в первой части сериала было много шокирующих событий, но ни одно из них не действовало так отрезвляюще, как операторская работа последних серий. После расфокусированного, созерцательного начала этот стиль – как пощечина. И вот уже вы почти физически чувствуете холодный воздух острова, неприветливые взгляды жителей, ледяные воды моря.

-6

Действительно существующий остров Оси со своей живописнейшей дамбой, которая два раза в день величественно выходит из волн, и правда изо всех сил напрашивается в какую-нибудь историю о древних культах, жертвоприношениях, кровавых битвах и беспощадных богах. И когда красивая светловолосая девочка в глубокой темной пещере рассказывает своей новой подруге о том, что Оси – это центр земли, от состояния которого зависит судьба всего остального мира, вы ей верите. Операторы постарались, чтобы показать Оси магическим, волшебным местом, местом силы.

Острова типа Оси называются приливными. Во время прилива это самые обычные острова, но дважды в день, при отливе, между ними и материком прямо из вод появляется земляная "тропинка" - дамба. Выглядит это действительно именно так, как показано на картинке. Остров Оси вместе со своей дамбой появлялся и в других фильмах - "Женщине в черном", например.
Острова типа Оси называются приливными. Во время прилива это самые обычные острова, но дважды в день, при отливе, между ними и материком прямо из вод появляется земляная "тропинка" - дамба. Выглядит это действительно именно так, как показано на картинке. Остров Оси вместе со своей дамбой появлялся и в других фильмах - "Женщине в черном", например.

Но месту силы этой самой силы и не хватило. Выпотрошенные кролики и пляски у костра – это, конечно, здорово, но в этом нет той завораживающей, торжественной мощи обряда, которая питала, например, «Солнцестояние» или «Суспирию».

Создатели как бы намекают нам: Оси действительно особенный остров, это все не просто сумасшествие местных жителей! И он действительно выглядит особенным, но нельзя сказать, что на нем происходит что-то особенное. Ритуалам не хватает силы, оригинальности и экранного времени. Мифологии не хватает самостоятельности – символизм построен в основном на христианских образах. Начиная с названия сериала и имени главного божества (Есус – серьезно?), заканчивая грустным длинноволосым Джудом Лоу в белом костюмчике и «богоматерью» Джесс, которую хоть сейчас на икону.

Какая религия, такая и богоматерь
Какая религия, такая и богоматерь

Между летом и зимой, как и водится, была осень. Глава «Осень» в сериале – это 12-часовой лайф из жизни островитян, который, вероятно, мог бы отчасти стать путем между точкой А и точкой Б, между Историей отца и Историей Матери, но вряд ли им стал.

Да и кто же будет его смотреть?