Найти в Дзене
MAD TOSBY

«Манк» Дэвида Финчера: просто напиши

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

На плат­форме Netflix с 4 де­каб­ря дос­ту­пен «Манк» Дэ­вида Фин­че­ра. Мас­тер трил­ле­ров пос­ле ре­жис­сёр­ско­го за­тишья в боль­шом ки­но об­ра­тил­ся к не­ожи­дан­но­му для се­бя и слож­но­му жан­ру тра­гико­медии. По­лучил­ся объ­ек­тивно ед­ва ли не луч­ший фильм ре­жис­сё­ра за пос­ледние двад­цать лет. Как так выш­ло, рас­ска­зыва­ет Ан­тон Чек­лу­ев

Ис­то­рия, пос­вя­щён­ная тру­довой би­ог­ра­фии про­тиво­речи­вой фи­гуры зо­лото­го ве­ка Гол­ли­вуда, сце­нарис­ту Хер­ма­ну Ман­ке­вичу (1897 — 1953) (Гэ­ри Ол­дман), пе­реп­ле­та­ет­ся с пе­ри­одом ра­боты над сце­нари­ем филь­ма «Граж­да­нин Кейн» (1941). Ман­ке­вич в со­ав­торс­тве с Ор­со­ном У­эл­лсом (Том Бёрк) соз­да­ли сю­жет, вдох­новлён­ный жизнью и лич­ностью круп­ней­ше­го ме­ди­амаг­на­та У­иль­яма Рэн­доль­фа Хёр­ста (1863 — 1951) (Чарльз Дэнс). Как при­нято счи­тать, имен­но де­ятель­ность Хёр­ста при­вела к рос­ту вли­яния жур­на­лис­ти­ки в об­щес­тве: приш­ло по­нима­ние не­ог­ра­ничен­ных воз­можнос­тей ма­нипу­лиро­вания эмо­ци­ями масс че­рез га­зеты, трав­лю и кри­чащие за­голов­ки, а по­нятие «жёл­тая прес­са» при­об­ре­ло чёт­кую фак­ту­ру.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Хёрст был не­од­нознач­ной лич­ностью: за­нимал­ся по­лити­кой, сим­па­тизи­ровал на­цис­там, ус­тра­ивал про­паган­дист­ские ком­па­нии про­тив це­лых го­сударств, нап­ри­мер, Ис­па­нии и СССР. Вы­шед­ший в 1941 го­ду фильм «Граж­да­нин Кейн» при от­сутс­твии ин­терне­та в эпо­ху под­кон­троль­ных СМИ стал нас­то­ящей куль­тур­ной глы­бой, де­конс­тру­иру­ющей Хёр­ста и иро­низи­ру­ющей над его лич­ностью. Ес­тес­твен­но, ме­ди­амаг­нат ис­поль­зо­вал все ре­сур­сы, что­бы «убить» фильм, и поч­ти до­бил­ся сво­его: «Граж­да­нин Кейн» имел скром­ный ус­пех в про­кате. Вто­рой при­чиной та­кого при­нятия стал но­ватор­ский язык кар­ти­ны, ло­ма­ющий все за­коны от­ла­жен­ной гол­ли­вуд­ской сис­те­мы: не­линей­ная струк­ту­ра по­вес­тво­вания, пос­тро­ен­ная прак­ти­чес­ки пол­ностью на флеш­бэ­ках, псев­до­ис­то­ричес­кой хро­нике, неп­ри­выч­ных ра­кур­сах «под­гля­дыва­ния», муль­тип­ли­кации и па­родии; а так­же фраг­ментар­ный пазл сю­жета на гра­ни сно­виде­ния — сво­бод­но пу­тешес­тву­ющая во вре­мен­ных от­резках и не­веро­ят­ная в сво­ей наг­лости фи­гура ав­то­ра Ор­со­на У­эл­лса, ко­торо­му на мо­мент вы­хода филь­ма стук­ну­ло двад­цать шесть лет, от­пугну­ла кон­серва­тив­но­го зри­теля. У­эллс зна­чил­ся про­дюсе­ром, сце­нарис­том, ре­жис­сё­ром, ис­полни­телем глав­ной ро­ли — и это в сту­дий­ную эпо­ху, ког­да сце­нарии раз­ра­баты­вали сла­жен­ные ко­ман­ды про­фес­си­она­лов с опы­том, а ре­жис­сё­ра не мор­гнув гла­зом мог­ли сме­нить в раз­гар съ­ёмок. Сей­час уже ма­ло кто зна­ет, кто та­кой У­иль­ям Хёрст, а «Граж­да­нин Кейн» про­шёл сквозь вре­мя и счи­та­ет­ся кри­тика­ми ве­личай­шим аме­рикан­ским филь­мом и од­ним из глав­ных ак­то­ров раз­ви­тия ки­но­ис­кусс­тва, яв­ля­ясь вдох­но­вите­лем нес­коль­ких по­коле­ний ре­жис­сё­ров на­ряду с «Бро­ненос­цем По­тём­ки­ным» (1925) Сер­гея Эй­зен­штей­на или «То­кий­ской по­вестью» (1953) Ясуд­зи­ро Од­зу.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Од­на­ко в 40-е единс­твен­ным приз­на­ни­ем филь­ма стал «Ос­кар» за луч­ший сце­нарий, ав­торс­тво ко­торо­го выз­ва­ло ряд скан­да­лов. Ор­сон У­эллс вос­торгал­ся Хер­ма­ном Ман­ке­вичем — иро­нич­ным, ос­тро­языч­ным, но доб­ро­сер­дечным и та­лан­тли­вым сце­нарис­том с боль­шим прис­трас­ти­ем к ал­ко­голю. Тем не ме­нее для вы­пус­ка­ющей фильм ра­ди­оком­па­нии RKO Pictures бы­ло важ­но под­держи­вать миф о вун­деркин­де Ор­со­не У­эл­лсе, по­это­му Ман­ке­вичу бы­ло пред­ло­жено стать «гос­трай­те­ром» за го­норар в 10000 дол­ла­ров. Хер­ма­ну уда­лось до­бить­ся сво­его име­ни в тит­рах, что пос­со­рило его с У­эл­лсом и по­роди­ло мно­жес­тво слу­хов о том, что «Граж­да­нин Кейн» был пол­ностью при­думан сце­нарис­том-ал­ко­голи­ком, а сла­ва его бы­ла ук­ра­дена У­эл­лсом.

Ме­тафи­зичес­кие и ра­бочие эпи­зоды, пред­шес­тву­ющие и соп­ро­вож­давшие вы­ше­опи­сан­ные со­бытия, и ис­сле­ду­ет фильм «Манк» (2020) — так про­сил се­бя на­зывать Хер­ман, — ос­тавляя мно­жес­тво воп­ро­сов для раз­мышле­ний: по­чему имен­но Хёрст стал глав­ным про­тоти­пом Кей­на и ка­ково бы­ло ра­ботать с У­эл­лсом, ста­вя во гла­ву со­бытий тра­гич­ную фи­гуру Ман­ке­вича. Дей­ствие про­ис­хо­дит па­рал­лель­но в двух вре­мен­ных про­межут­ках: в 1940 го­ду, ког­да У­эллс изо­лиро­вал Ман­ке­вича на ран­чо в Вик­торвил­ле, штат Ка­лифор­ния, что­бы из­ба­вить ав­то­ра от ал­ко­голя и па­губ­ных зна­комых, и в на­чале 1930-х, ког­да сту­дий­ная сис­те­ма пе­режи­вала рас­цвет, а Ман­ке­вич со сво­ей же­ной Са­рой (Тап­пенс Мид­лтон) был вхож в выс­ший свет Гол­ли­вуда. Сце­нарист час­то бы­вал у са­мого Хёр­ста в его по­местье, что ста­ло про­тоти­пом по­местья «Кса­наду» из «Граж­да­нина Кей­на». В этом смыс­ле «Манк» уди­витель­но кор­ре­лиру­ет­ся и выг­ля­дит да­же как ом­маж «Граж­да­нину Кей­ну»: он фраг­мента­рен, хо­тя и ме­нее сво­боден в сво­ей струк­ту­ре.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

И всё же ре­комен­ду­ет­ся пе­рес­мотреть вто­рого пе­ред пер­вым, что­бы кон­текст со­бытий был бо­лее яс­ным. Мес­та и ра­кур­сы, нап­ри­мер, зна­мени­тый за­бор «Кса­наду», дуб­ли­ру­ют­ся как вто­рая ре­аль­ность. Ман­ке­вич — слов­но про­видец, об­ли­чён­ный за­вистью, тот са­мый гость на ту­сов­ке, по­ложе­ние ко­торо­го не всег­да бла­гопо­луч­но и ко­торый пе­режи­ва­ет нас­мешки, но его при­сутс­твие бе­редит в умах чувс­тво до­сады: по­чему это­му че­лове­ку от­кры­та от­дель­ная дверь под вы­вес­кой «ори­гиналь­ность»? Манк — как боль­шой сце­нарист, ко­торый не смог пе­решаг­нуть че­рез свою роль в об­щес­тве и, нес­мотря на та­лант, стал си­нони­мом са­мораз­ру­шения. Его фи­гура де­таль­но изу­ча­ет­ся как при­мер лич­ности и вли­яния, ко­торое она ос­тавля­ет да­же спус­тя во­семь­де­сят лет.

До­минан­та Ман­ке­вича не ме­ша­ет пот­реблять под­водные кам­ни сту­дий­ной сис­те­мы, «крас­ную уг­ро­зу», по­лити­ку и ме­заль­янс в ки­нема­тог­ра­фе. Нес­мотря на от­сутс­твие при­выч­но­го для Фин­че­ра трил­ле­ра, сю­жет ув­ле­ка­ет ан­сам­бле­выми сим­пто­матич­ны­ми для вре­мени ди­ало­гами, не за­иг­ры­ва­ющи­ми со зри­телем, а так­же ан­тро­поло­гичес­ким изу­чени­ем ма­нер­ных ге­ро­ев эпо­хи. В бро­шен­ных фра­зах от­ра­жа­ет­ся об­щее от­но­шение, нап­ри­мер, к Гит­ле­ру, бы­товав­шее в Гол­ли­вуде. Пле­яда вто­рос­те­пен­ных пер­со­нажей, каж­дый из ко­торых ос­та­вил свой след в ис­то­рии, рас­кры­ва­ет­ся под оп­ти­кой пов­седнев­ности, ми­молёт­ных, слов­но за­рисов­ки, но важ­ных ха­рак­терных черт об­ще­го пор­тре­та ин­дус­трии. Мы встре­ча­ем по­том­ка эмиг­ранта из ки­ев­ских зе­мель ве­лико­го про­дюсе­ра Дэ­вида Сел­зни­ка (То­би Ле­онард Мур), Лу­иса Май­ера (Ар­лисс Хо­вард) из MGM или са­мого Хёр­ста (Чарльз Дэнс, он же Тай­вин Лан­нистер).

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

При этом ви­зу­аль­ный стиль сле­ду­ет за по­чер­ком Дэ­вида Фин­че­ра. Ре­жис­сёр со­еди­ня­ет нос­таль­ги­чес­кие пла­ны ки­но Зо­лото­го Гол­ли­вуда (нап­ри­мер, оче­вид­ные «гол­ланд­ские уг­лы») с боль­шим ко­личес­твом лю­бимых VFX-эф­фектов, соз­да­вая об­во­лаки­ва­ющий мир грёз, ко­торый рас­ша­тыва­ет Манк. Для Фин­че­ра этот фильм ва­жен по двум при­чинам: сце­нарий был на­писан его от­цом Дже­ком, умер­шим в 2003 го­ду, плюс филь­мы о ки­но — это вы­зов для лю­бого боль­шо­го ре­жис­сё­ра. За при­мера­ми да­леко хо­дить не на­до: «8 с по­лови­ной» (1963) и «Од­нажды в... Гол­ли­вуде» (2019) про­низа­ны лич­ным опы­том. Хо­тя Фин­чер не ав­тор, а мас­тер тех­ни­ки и креп­кий ре­мес­ленник, си­нер­гия с от­цов­ским сце­нари­ем по­мог­ла ему дать им­пульс, ко­торый ник­то не ожи­дал — зас­тавля­ющую раз­мышлять об ар­хи­тек­ту­ре ху­дожес­твен­но­го про­из­ве­дения кар­ти­ну внут­ри га­лереи от­дель­ной эпо­хи, о ко­торой, ско­рее все­го, нос­таль­ги­ровал его отец.

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Есть и ещё од­на кор­ре­ляция с «Кей­ном»: млад­ший брат Ман­ке­вича, Джо­зеф (Том Пел­фри), се­ту­ет, что сце­нарий Хер­ма­на слиш­ком сло­жен, но ведь и са­ма ткань за­борис­тых ди­ало­гов «Ман­ка» глы­бой сто­ит особ­ня­ком про­тив уп­ро­щений мас­со­вого ки­но. Уже бы­ту­ют раз­го­воры, что, нес­мотря на все дос­то­инс­тва, глав­ных «Ос­ка­ров» фильм не возь­мет — в нём нет пер­со­нажей-аф­ро­аме­рикан­цев, он кон­серва­тивен по нас­тро­ению (хо­тя это кон­цепт, при­вет, «Ар­тист» (2011)). Но «Манк» воз­вра­ща­ет нас к важ­ности субъ­ек­тнос­ти, что очень ак­ту­аль­но в эпо­ху кол­лектив­но­го соз­на­ния, унич­то­жения идо­лов и об­ли­чения ис­то­рии. И сто­ит за­дать воп­рос: воз­можно ли ки­но, про­ходя­щее сквозь вре­мя, без чес­тнос­ти его ав­то­ров?

16+ «Манк» (2020): на Netflix с 4 де­каб­ря.