Найти в Дзене
"Млечный Путь"

О нагрудных знаках старшего комсостава МФ

На судах торгового, рыбопромыслового…. флота капитан, старший помощник капитана и старший механик являются "старшим командным составом". «Капитан» от латинского «caput, capitis» – голова, стоящий во главе. Термин «капитан» в значении «командир корабля» утвердил Петр I. В петровском «Морском уставе» сказано:

«капитан имеет почетен быть на своем корабле яко губернатор, или комендант крепости».

Капитан-командор А.И. Чириков. Изображение из сети
Капитан-командор А.И. Чириков. Изображение из сети

Обязанности корабельщика торгового судна в России регламентировались «Уставом купеческого водоходства» 1781 года. Корабельщик имел «лист о своем искусстве в водоходстве» и принимал на Библии присягу, в которой говорилось:

«Я нижепоименованный хочу и должен по чистой моей совести, вести вверенный мне корабль или судно с грузом, колико силы и возможности есть, цело и невредимо».

С появлением паровых судов, которыми командовали офицеры, на торговом флоте утвердился термин «капитан».

Командные кадры плавсостава торгового флота в СССР начали готовить с 1921 года. Согласно Постановлению СНК СССР «О судоводителях и судовых механиках МТФ» от 02.08.1924 - судоводителей разделили на 6 категорий, судовых механиков - на 3, 2 и 1 (высший) разряды. Для выделения особой роли капитана и стармеха на судне, в 1925 году для них были установлены нагрудные знаки по типу знаков флота Российской империи:

К 70-м годам в СССР сложились традиции вручения нагрудных знаков «Капитан дальнего плавания» и «Механик 1-го разряда» и удостоверений к ним. Моряки знают, сколь уважаемы были эти знаки в морском сообществе. Вручали их только обоснованно и никак иначе. «Знак» носился на правой стороне форменной одежды.

3 июня 2015 года распоряжением Руководителя Росморречфлота МТ РФ Давыденко А.А. были утверждены положения о нагрудных знаках:

Нагрудный знак с названием "Капитан судна" имеют право носить : лица, имеющие диплом капитана судна валовой вместимостью свыше 3000 рт или капитана судна внутреннего плавания с главным двигателем мощностью более 550 Квт".

Знак "Старший механик" полагается "дипломированному лицу, получившему диплом старшего механика (механика) по итогам работы морской или бассейновой квалификационной комиссии". На новых российских знаках вместо «серпа и молота» в верхней части расположен двуглавый орел. Они только похожи на прежние.

Советские нагрудные знаки "КДП" и "Механик 1-го" разряда с изменениями сохранились и выдаются в бывших республиках СССР - Азербайджане, Латвии, Литве, Эстонии, Украине.

В заключение: автор будет искренне благодарен за дополнительную информацию по нагрудным знакам торгового флота СССР, России или стран, ранее входящих в состав СССР.

Источники: gumrf. ru, МПТ, wiki.wargaming.net