Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. (1-е Иоанна 4:11)
Продолжая говорить о Божьей любви и её проявлении в нашей жизни, мы коснёмся, если можно так сказать, болезненной темы: должны ли мы любить? Мы знаем, что любить ближнего - это вторая заповедь, после заповеди возлюбить Бога (см. От Матфея 22:37-39). Но здесь возникает много вопросов. И главный из них в том, действительно мы должны любить всех? Я слышал много разных проповедей на эту тему. И основная мысль во многих из них в том, что любить - это заповедь, заповедь - это не предложение, а приказ, и соответственно, хочешь - не хочешь, её нужно исполнять. Что ж, вроде бы всё правильно, как говорится, всё по Писанию. Проблема только в том, что большинство христиан, даже те, кто проповедует о том, что мы именно должны любить, далеко не всегда живут в любви. И нередко они оправдывают себя разными местами Писания или ещё чем-нибудь, чтобы не чувствовать себя виноватым перед Богом и перед людьми.
И я нисколько не против самой заповеди. Я скорее против законнического подхода к этой заповеди. Да, любить - это заповедь. И в 1-ом Послании Иоанна 4:11 ясно говорится, что мы должны любить друг друга. И почти во всех переводах этого места стоит слово "должны", а не "старайтесь", иди "если получится". Однако, чтобы правильно понимать суть Нового Завета, нам нужно видеть, что Иисус Христос не принёс на землю новую религию (хотя многие христиане так и думают и проповедуют), с новым набором законов, правил и обрядов. Вместо закона, Он принёс учение (см. Ефесянам 2:15). И учение подразумевает изучение и развитие, а не попытки быть хорошими, и постоянное чувство вины из-за того, что мы "не дотягиваем" до стандарта закона. Поэтому слово "должны" в Новом Завете не стоит воспринимать, как приказ, нарушение которого грозит великими карами. Скорее оно говорит о направлении, о том, к чему мы призваны.
Давайте посмотрим на природу любви, чтобы лучше понять этот вопрос. Разве любовь кого-то заставляет что-то делать? Разве можно заставить любить кого-то под страхом смерти, или применяя ещё какие-нибудь угрозы? Вряд ли это можно назвать любовью. Почему же мы думаем, что Бог заставляет нас любить (Себя или нашего ближнего)? Разве история грехопадения человека не говорит нам о том, что Бог в Своей любви дал человеку свободу выбора? Сама природа любви (и, прежде всего, Божьей любви) подразумевает, что никакое давление, страх и разные манипуляции не должны её мотивировать.
Кто-то скажет: "Так что, мы теперь не должны любить?". Вы и до этого момента не должны были это делать. Если до этого момента Вас мотивировал страх, что Бог Вас не будет любить, что Он не будет Вас прощать, что Он не будет Вас благословлять, если Вы не будете жить в любви, то Вы ещё и не ходили в той любви, которую Бог предназначил для Вас.
В 1-ом Послании Иоанна снова и снова повторяется простая идея: мы должны (или призваны) любить друг друга на основании того, что мы познали и уверовали в Божью любовь, а не потому что Бог заставляет нас это делать своими силами. Поэтому вопрос не в том, должны мы или нет. А в том, познали ли мы Его любовь. То есть наша неспособность кого-то любить, только показывает то, что мы ещё не наполнились откровением о Божьей любви и силой Его любви. И когда мы познаём Бога, который есть Любовь, мы не сможем жить не любя.
Да, бывают в жизни моменты (или периоды), когда мы не испытываем никаких хороших чувств к ближнему (возможно, из-за того, что он сделал (или делает) против нас что-то плохое). Что ж, для таких моментов нам и дана заповедь любить. Нам нужно видеть это направление, и следовать ему даже тогда, когда наша плоть этого совсем не хочет. И именно поэтому нам и нужно знать (иметь понимание в своём разуме) Божью любовь, а не только переживать её. В таких случаях, когда нам приходится сдерживать негативные чувства, нам нужно думать о Божьей любви к нам и к тому, кто причинил нам боль, а не просто заставлять себя любить его из-за страха наказания.
Когда мы говорим о Божьей любви, стоит понимать ещё одну важную истину: Бог не только однажды возлюбил нас, и отдал Иисуса Христа на страдания и смерть, раз и навсегда доказав нам Свою любовь. Иногда христиане останавливаются на этом понимании, и думают о Божьей любви, как о совершившемся факте в прошлом, и о том, что когда-то в будущем мы насладимся всеми проявлениями Его любви. Нет, Его любовь в нас и для нас здесь и сейчас (см. Римлянам 5:5). Поэтому мы можем пребывать в Его любви прямо сейчас, несмотря ни на какие обстоятельства нашей жизни. Об этом стоит молиться и размышлять, чтобы Его любовь становилась всё более реальной для нас. И чем больше мы пропитываемся Его любовью, чем больше Его любовь будет наполнять нас, тем меньше у нас будет возникать вопрос: "Должен ли я любить?"
И в заключении я хочу поделиться ещё одной важной мыслью: Бог изначально создал нас для любви. Да, Бог дал нам заповедь любить. И Апостол Павел говорит, что нам нужно достигать любви (1-е Коринфянам 14:1). Да, это правда, что во всяком достижении от человека требуются какие-то усилия. Но гораздо проще достигать чего-то, когда ты понимаешь, что это то, для чего ты изначально был создан. Бог изначально создал человека для любви. И Он пересотворил (или возродил нас) во Христе Иисусе для жизни в любви. Чтобы то, что грех испортил в нас, было исцелено и восстановлено. Поэтому, нам стоит смотреть на заповедь любви именно с этой позиции: это наше главное предназначение.