Ваш ребенок говорит мало, плохо или не говорит вовсе?
Логопед, дефектолог, невролог или другой врач вашему ребенку поставил диагноз ЗРР?
Что это за диагноз?
Задержка речевого развития этот диагноз таким популярным стал совсем недавно. Никогда в таком количестве детей 2 - 4 лет не было неговорящих. Даже воспитатели детских садов отмечают, что в младшие группы приходит очень много детей, которые не говорят совсем либо имеют явные нарушения.
Последнее время уже считается нормой, если ребенок в 3 года не говорит. Он, часто произносит слова, такие, как «Мама», «Папа», «Дай», но связной речи у малыша нет.
Причиной ЗРР служит, вы удивитесь, не проблемы со здоровьем, а в первую очередь - отсутствие нормального и правильного общения родителей с ребёнком.
Как правило, сейчас общение родителей с ребёнком, совместные игры, именно речевые игры, чтение сказок, т.е., обсуждение прочитанного, ответы на вопросы во время чтения, отгадывание загадок уходит в прошлое и заменяется просмотром телевизора, «общением» с другими гаджетами. И получается, что вместо диалога, ребенок только слушает.
Да, ребенок слышит родительскую речь, но он не хочет говорить.
Почему ребенок не хочет говорить?
🔴Во-первых, «общение» в гаджете настолько ярко и динамично, что ему не хочется игру заменять на самостоятельное думанье и общение с родителями.
🔴Бывает и так, что мама просто мало с ребенком общается. Некоторые родители думают, «Он еще маленький, ничего не понимает. Зачем говорить?». Но если мама постоянно молчит или мало разговаривает с ребенком у малыша отсутствует речевой образец. Малыш считает молчание нормальным, он копирует мамино поведение, такой ребенок не стремится к общению и приспосабливается вообще обходится без него.
🔴Еще один вариант, когда говорят за ребенка. Многие мамы хотят сделать всё как можно лучше и считают, что сейчас быстрее и удобнее это можно сделать за ребенка. Сама задала вопрос, сама на него ответила и объяснила почему. Такое поведение лишает всяческой инициативы ребенка в освоении речи.
Часто такое бывает в больших семьях, где есть много дедушек и бабушек, которые с удовольствием все готовы сделать за него, и как говорится, не дают ребенку и пальцем пошевелить, предупреждая каждое его желание. Что ты хочешь? Печенье? На, мой хороший. Пора гулять? Сейчас одену тебя, ну и т.д. Такой ребенок будет медленнее пополнять словарный запас. И желания говорить или общаться у него не будет.
🔴Иногда может возникнуть ситуация «нежелания говорить», это когда в семье есть старший ребенок или старшие дети. Часто бывает ЗРР именно у 2-х или последующих детей в семье.
- Тема, это что? Задаю я вопрос своему сынишке и жду, что он ответит: - «Машинка», но старший брат уже тут как тут, отвечает за него «Машинка».
🔴Причиной ЗРР может быть несформированность артикуляционного аппарата и его нарушенный мышечный тонус. Первым тестом для определения мышечного тонуса являются пищевые предпочтения малыша.
Если малыш кушает только мягкую пищу, а при приеме еде пища часто выпадает из-за рта, это свидетельствует о неразвитости мышц губ и рта. Причиной может быть раннее отлучение от грудного вскармливания или долго ребёнку не дают жевать твердую пищу, когда это уже возможно.
Игры для мышечного тонуса
Мышцы артикуляционного аппарата можно укрепить, играя дома в несложные игры.
- Пить через соломинку.
Предлагайте ребенку пить напитки, особенно вязкие, такие как йогурт или ряженка через соломинку. Ребенок будет стараться вдуть щеки. Такое упражнение укрепит мышцы щек.
2. Надувать шарики и дуть мыльные пузыри
Полезное упражнение, когда необходимо сводить губы вместе в трубочку, например, чтобы дуть мыльные пузыри. А также можно дуть на перышко, вертушку, вату, свечу или на бумажный кораблик в ванной.
3. Дуть и свистеть
Полезны также игрушки, в которые можно дуть, свистульки или дудочки.
4. Игры типа «Как мычит корова?»
А также можно эмитировать звуки животных. Детям очень нравится копировать звуки разных животных и птиц, а также различных предметов: поезда, машины, звонков или сирен. Такое упражнение будет не только развивать мышцы, но и будет тренировать развитие речи, и слуховое восприятие малыша.
🔴Следующей причиной ЗРР может быть недостаточная развитость слухового внимания. Если ребенок плохо понимает длинные фразы, путает сходные по звучанию звуки и не слышит фонемы, то у него может быть недостаточно сформировано слуховое внимание.
Развивать слуховое внимание можно играя.
Обращайте внимание ребенка на окружающие его шумы. Слышишь, это птичка летит... а это трамвай едет, а это дождик капает. Или спрашивайте: - «что это за звук?»
Также слуховое внимание развивается, когда родитель ребенку читает вслух.
Читайте знакомые ребенку книги. При этом, читая знакомое слово, замените на другое, т.о. Вы будите привлекать и развивать его слуховое внимание.
🔴Также причиной ЗРР могут быть проблемы со слухом. Наличие нормального слуха, это обязательное условие нормального речевого развития ребенка. У детей с нарушенным слухом не задействовано речевое общение и овладение речью является сложной задачей. У таких детей необходимо специально воспитывать потребность в словесном общении, начиная с раннего детства. Это осуществляется не только на специальных занятиях с логопедом, но и в повседневной жизни.
Раннее выявление нарушений слуха помогут не упустить драгоценное время для начала своевременной коррекционной работы.
🔴Разумеется, причиной ЗРР могут быть и более глубокие причины и их много, это и сложная беременность, гипоксия, асфиксия, инфекционные заболевания во время беременности у мамы или у ребенка в первый год жизни, тяжелые роды, затяжные или наоборот стремительные роды, обвитие пуповины и пр. причины.
🔴Причиной могут быть и психологические факторы, попадание ребёнка в стрессовую ситуацию - разлука с родителем, домом.
Когда начинать беспокоиться?
👉Если в возрасте 2-3 лет дети не начнут произносить отдельных слов и простых фраз, т.к. «Дай», «Ваня бух» или «Пойдем гулять» - это повод для беспокойства.
👉Если к 3-4 годам большинство звуков, произносится неправильно, ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания или наоборот говорит слишком медленно, хотя в окружении ребенка никто так не разговаривает.
👉Также должно насторожить, если ребенок не строит собственную речь. Если он вместо своих фраз лишь повторяет сказанное взрослыми.
👉Если у малыша в любом возрасте постоянно открыт рот, повышено слюноотделение, не связанное с появлением новых зубов.
👉Если в возрасте 3-х лет слова не произносятся внятно или произносится только часть слова. А также, если один слог означает несколько слов. Например, «ма» вместо «мама» и вместо слова «машина».
👉Если ребенок не играет и не взаимодействует с детьми и при этом у него нет желания это делать.
👉Также повод для беспокойства есть, если малыш в 3 года не понимает или не может ответить на простые вопросы взрослых.
👉Если 3-х летний ребенок не знает и не называет предметов из своего окружения или не называет кого-то из членов семьи.
Помните!
❗Задержка речевого развития самостоятельно проходит у незначительного процента детей, многие признаки задержки речевого развития могут быть также и признаками других более серьезных нарушений речи. Поэтому если у вашего малыша наблюдается один или несколько симптомов ЗРР, то не откладывайте в долгий ящик встречу с логопедом и как можно раньше начните помогать своему малышу справиться с этой сложностью.