Запись интервью, данного корреспонденту издательства «Белые альвы» (г. Москва) в 2020 г.
– Представьтесь, пожалуйста. И расскажите немного о себе.
Андрей Кадыкчанский (Голубев Андрей Викторович), писатель, историк, путешественник (член Русского географического общества), видеограф. Кадыкчанский – это не придуманный псевдоним, а место рождения. В 1969 году я родился на Колыме, в шахтёрском посёлке Кадыкчан Сусуманского района Магаданской области. По сути это стало уже фамилией, по которой меня узнают.
– Где берете вдохновение?
Никто, наверное, не сможет точно сказать, что такое вдохновение и откуда оно берётся. Я в повседневной жизни думаю «печатными строками», описывая то, что вижу, и то, что при этом чувствую, так, словно пишу книгу. Вся жизнь – это один большой роман, начавшийся с момента осознания самого себя как мыслящего существа, и до эпилога, который я буду мысленно писать в тот момент, когда жизнь будет покидать моё тело. Жаль, но, скорее всего, опубликовать мои последние строки будет некому.
– Расскажите о своих книгах. Как пришли именно к этой теме? Почему Вы выбрали именно её?
Книг у меня много. Опубликовано на бумаге пока только две. Повесть о советских покорителях севера, «Эмтегей 85’. Колыма реальная и мистическая», является автобиографическим рассказом о коротком периоде моей трудовой деятельности в Кадыкчанском лесничестве летом 1985 года. Эта книга не могла не появиться. Она родилась внутри меня и рвалась в мир до тех пор, пока я её не отпустил. Спасибо за это директору издательства «Белые Альвы» Светлане Николаевне Удаловой, которая, на свой страх и риск, решилась издать книгу о том, что не в полной мере востребовано современным массовым читателем.
Всё-таки это книга не развлекательного плана, она требует умственного и духовного труда. Но наградой за книгу для меня и всех причастных к её выходу в свет является огромное количество благодарных отзывов от читателей.
А «Малая энциклопедия большой Тартарии» в трёх томах была издана годом ранее и уже стала очень известной и популярной книгой, востребованной читателями широкого диапазона подготовки, от любителей альтернативной истории до академических учёных.
Книга, по сути, является сборником статей, написанных мною в различные годы. Но, благодаря трудам сотрудников издательства «Белые альвы», она стала единым цельным трудом и уже заслужила премию международного литературного конкурса «Золотое перо Руси» в номинации «Наследие прошлого» за 2019 год.
– Были ли какие-то знаки, подсказки, что Вам необходимо разрабатывать именно эту тему?
И да, и нет. Вообще-то история как наука со школьной скамьи занимает огромную часть меня самого. Тут уже речь не о знаках и подсказках, потому что история – это моя жизнь. Но если говорить о судьбе книги «Малая энциклопедия большой Тартарии», то тут ситуация складывалась прямо-таки мистическим образом. Что-то свыше вело меня по такому маршруту, на котором каждый пункт оказывался «неслучайной случайностью», и они в совокупности оказались единым планом.
В результате родилась не только книга, но и изменилась вся моя жизнь. Раньше я писал в основном для себя, даже родственники не знали о том, что, кроме основной работы (сначала в таможне, потом в международной транспортной компании), я занимаюсь ещё чем-то. Теперь это «ещё чем-то» стало моим основным делом. Наконец-то я могу делать то, что люблю делать более всего на свете: путешествовать, снимать фильмы и писать статьи и книги. Теперь я не хожу на службу или на работу. Уже несколько лет я работаю всегда и везде и мечтаю только о том, чтобы не возникло ситуации, в которой мне придётся отдыхать от этой «работы».
– Какие удивительные события сделали из Вас автора?
Первое удивительное событие в нынешнем воплощении – само появление на свет. Я этого не ожидал. Надеялся на то, что больше не окажусь здесь, но таков наш долг – возвращаться в этот мир снова и снова, чтобы испытать всё, доделать незаконченное ранее и дать возможность возвратиться в этот мир другим своим предкам, чтобы они смогли закончить свои дела.
Второе. По каким-то причинам произошёл «сбой», в результате которого я забыл не всё, что со мной было до моего рождения. Наверное, поэтому читать сказки я научился, когда мне было четыре года, Чивилихина и Островского прочёл в восемь, а первый свой собственный рассказ написал в одиннадцать лет.
А впоследствии жизнь тесно сталкивала меня с великими людьми. Первая учительница – Нина Ивановна Самарова, первый учитель физики, благодаря которому я выбрал профессию авиатора, – Радий Фёдорович Костев, потом были профессора: к. т. н Г. А. Хаустов, д. и. н. М. М. Шумилов, мои командиры д. т. н. Г. А. Анциферов, Н. В. Безвесильный, Н. П. Флегонтов, недавно ушедший от нас доктор геолого-минералогических наук Сергей Викторович Дигонский и многие, многие другие.
Каждая встреча в жизни неслучайна. Неслучайно я подружился и с известным исследователем Николаем Субботиным, который буквально за руку привёл меня в издательство и познакомил со Светланой Николаевной Удаловой.
– Каким образом Вы собираете информацию?
Способов поиска и накопления информации до сих пор изобретено всего несколько, и ими пользуются все. Другое дело, что у каждого имеются собственные секреты поиска мест, в которых содержится требуемая информация. Не скрою, есть маленькие секреты и у меня. Но какие же это будут секреты, если я о них всем стану рассказывать?
– На какие источники информации опираетесь?
В своих работах я стараюсь опираться исключительно на те источники, которые соответствуют общепризнанным критериям научности. Главное условие – открытый доступ к источнику информации, чтобы каждый мог самостоятельно проверить и оценить его легитимность. Голословные утверждения не приемлю сам и потому собственные утверждения подкрепляю фактами.
– Есть ли на этом пути какие-то подсказки от Вселенной?
Разумеется. Порой нетрадиционные. Я активно использую их в качестве оперативной информации для поисков в требуемом направлении. Зачастую обрывок сна, фраза или даже слово, обронённое в толпе случайным прохожим, может стать «спусковым крючком» для начала расследования. И часто такие подсказки приводят к настоящим открытиям, которые имеют документальное и фактическое материальное подтверждение.
– Как приходят в голову идеи книг?
Ясного ответа на этот вопрос нет. Иногда я просыпаюсь с уже готовым сюжетом в голове, и остаётся только его записать. А бывает, что через силу заставляю себя поискать информацию, которая сначала кажется едва ли полезной, но так, для очистки совести, надо же проверить, а там... Открывается такое, что начинаешь писать, и сил остановиться не находится уже до самого финала.
– Можно ли сказать, что Вас ведут по жизни высшие силы, или это исключительно авторское творчество?
Да, я думаю, что, скорее всего, никто из смертных не является творцом в прямом смысле этого слова. По крайней мере, за себя я точно ручаюсь: я не автор, а только посредник для передачи информации. Сама информация посылается откуда-то сверху всем одновременно, но принимают её только те единицы, у кого «приёмник» в нужный момент оказывается настроенным на «нужную волну». Просто не все склонны к тому, чтобы полученное зафиксировать и изложить на бумаге.
– Как долго Вы работали над книгой?
Над самой «Тартарией» работал около полугода. Но ведь я использовал статьи, которые писались в течение многих лет. Если брать за точку отсчёта первый опыт осмысленных целенаправленных поисков информации о загадочной стране, обозначенной на средневековых картах словами «Magna Tartary», то получается, что работа над книгой заняла почти двадцать лет, с 1999 г. (первое издание 1-го и 2-го тома «Энциклопедии» – осень 2018 г.).
– Какие книги «включили» Вас в большую игру?
«Человек рождается дважды» Виктора Вяткина, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Мартин Иден» Джека Лондона, хотелось бы упомянуть и другие книги, ставшие поворотными точками в становлении моего мировоззрения, но их слишком много. Меня всегда затрудняли вопросы вроде «ваш любимый фильм» или «ваша любимая песня». Человека делает не книга и не музыкальное произведение, а всё вкупе, что с ним происходит с момента зачатия.
Да-да! Именно с момента зачатия, когда семя отца соединяется с частичкой матери, и в это новое, только что появившееся, вселяется душа человека, которому предстоит рождество через девять месяцев. Но и эти девять месяцев он получает через свою мать огромный поток информации. Поэтому на формирование личности оказывает влияние даже то, какие стихи читала мать человека в то время, когда была им ещё только беременна.
– Какую задачу ставите себе перед написанием книги?
Какие задачи ставит перед собой человек, прошедший через пустыню, оказавшись в оазисе? Просто утолить жажду. Так и писатель, начав книгу, просто утоляет жажду. Нужно выплеснуть это из себя и успокоиться. Иначе ведь даже спать невозможно.
– Какие авторы повлияли на Вас?
Не то чтобы повлияли, а, скорее, помогли жить в этом мире и не сойти с ума. Их много. Большинства из них я даже по именам не вспомню, но есть среди них те, чьи слова приходят на память в определённых жизненных ситуациях. Это Куваев, Быков, Чивилихин, Беляев, Стругацкие, Пикуль, Куприн, Достоевский, Булгаков, Уэллс и даже критикуемый многими Стивен Кинг.
– Если бы Вам нужно было выбрать одну книгу, которая останется после нашей цивилизации, какая бы это книга была?
Атлас топографических карт всего мира, учебники по физике и математике, а также наставления ремесленникам. А ещё я позаботился бы о том, чтобы тем, кто будет после нас, не достались учебники по военному делу, юриспруденции и экономике.
– Какие опасности придётся пережить нашей цивилизации?
Главная опасность – утрата таких свойств человека, как долг, честь и совесть. Всё остальное не страшно.
– Какие основные конфликты переживало человечество: с кем, за что?
Единственный враг человека – он сам. Конфликтов с представителями других миров у нас не было и нет. Причиной всех бед человечества являются пороки, присущие исключительно самому человеку. Природа совершенна и не противоречива. Человек на её фоне выглядит чуждым продуктом. И это лишний раз доказывает тот факт, что человека создали искусственным, не естественным путём. При этом было допущено множество ошибок.
– К каким вызовам нужно быть готовыми?
В первую очередь к тому, что кто-то снова захочет жить за счёт других. Все остальные вызовы проистекают из первого.
– Где грань между животным и человеком?
В физиологическом смысле – никакой грани нет. Поэтому существуют те, кто обладают всеми признаками человека, но по факту таковыми не являются. Одним из главных признаков, по которому можно отличить человека от животного, является набор его потребностей. Как только возможность жить для других, а не для себя становится потребностью, животное начинает превращаться в человека.
– Есть ли у человечества шанс?
Человек создан не для того, чтобы исчезнуть, а для того, чтобы создавать другие миры. Речь не идёт о том, есть ли у человечества шанс. У человечества нет иного пути, кроме как расти и совершенствоваться.
– Какой эксперимент ставят над человечеством?
Никакого эксперимента над человечеством никто не ставит. И чем раньше человечество осознает, что оно и есть главный экспериментатор, тем лучше.
– Зачем?
))) (Молча улыбается).
– О чем будет Ваша следующая книга?
О том же, о чём и всегда: о любви, о путях познания мира и его устройства и о том, как совершенствоваться самому, чтобы делать этот мир лучше.