Доброго всем дня, я Ольга, логопед, дефектолог, специалист по тяжёлым нарушениям речи и нарушениям развития. Сейчас в цикле статей рассказываю о предпосылках нарушений развития ребенка. На любые вопросы отвечаю на почте ollivaria79@gmail.com
Маленький ребенок примерно с месяца до полугода развивается исключительно через эмоциональное общение со значимым взрослым. Этот процесс выглядит в норме так:
Первая улыбка при виде человеческого лица - в месяц плюс минус неделя. Желудочная улыбка новорожденного в сытом сне - не эмоциональное общение. Слабая реакция на лицо, и выраженная - на предметы - красный флажок. Возможно серьёзное неблагополучие.
Комплекс оживления - эмоциональная реакция, следующая за улыбкой. Расцвет комплекса оживления приходится на трёхмесячный возраст. Что это такое и как выглядит - иногда с лезгинкой сравнивают 😆 Лежит на спинке малышок, ручки разведены в стороны и слегка напряжены, синхронно двигаются в стороны, а ножки также синхронно "бегут". Все это сочетается с улыбкой, иногда смехом, активным гулением. Комплекс оживления может появляться и при виде какого-нибудь необычного предмета, вроде нового музыкального мобиля, но улыбка в этом случае сопровождает его не всегда. Улыбка по прежнему остаётся щедрым подарком малыша именно человеку, не предмету.
В возрасте 5-6 месяцев гуление уступает дорогу лепету. Гуление носит интернациональный характер, звуча одинаково у детей всех народов мира. Более того, глухие дети гулят тоже. А вот лепета у них уже не возникает. Лепет звучит по-разному у детей разных народов, и основан уже на первой имитации, на первых попытках слухового анализа, естественно, не осознаваемого пока ребенком. Он об этом, разумеется, даже не думает, пока ещё нечем. Но гениальный процесс анализа идёт. Слышу - пытаюсь воспроизвести похоже .
Смотрите, что получается. Лепет - предвестник речи. Первые попытки что-то сделать со своими органами артикуляции и услышать и проанализировать полученное. А лепет растет - на эмоциональном общении, на ведущей деятельности.
Поэтому если подросший уже ребенок молчит и не коммуницирует - сначала формируем взаимодействие, раз. Потом имитацию, два. И далеко не сразу - речевую. Потом - добиваемся лепета. А потом можно подумать и о словах. Но не раньше, чем сменится ведущая деятельность.
Про имитацию стоит поговорить отдельно, она - Королева развития .
Без имитации его, развития, в раннем возрасте просто нет. Ребенок учится ходить и говорить, не читая методичек, а просто подражая своему окружению.
Общеизвестно, что дети, воспитанные не людьми, ни прямохождением, ни речью не владели, подражая тому, кого видели - не людям. Их тела, моторика, психика формировались на базе именно имитации, и на животных эти люди походили больше, чем на людей .
Вот и стоит на месте развитие у детей с расстройствами коммуникации. Нет эмоционального общения - нет коммуникации - нет развития. Не сложилось эмоциональное общение, взрослый не стал значимым. Не стал значимым - прошел мимо незамеченным, а подражает ребенок только значимому объекту, пылесосу он если и подражает, то кратковременно, от пылесоса малышу никакой пользы и никаких бонусов.
А почему нет эмоционального общения? Вариантов два. Неблагоприятное воздействие окружающей среды, либо поражение головного мозга.
Как я уже писала в прошлой статье. на базе ведущей деятельности, которая в каждом возрастном периоде своя, вырастают высшие психические функции (ВПФ), которые, в отличие от деятельности, не сменяют друг друга и не производят новых впф, но развиваются именно на базе ведущей деятельности .
Давайте посмотрим, что сейчас выросло. Речь - зачатки уже есть, обсудили. Мышление - конечно. Восприятие - о,да! Внимание - конечно! Память - уже. Вот воображения пока не подвезли. А зачатки всего остального уже есть. И все это выросло - на базе ведущей деятельности. А если деятельности нет? Значит, не выросло. Будет формировать искусственно, и как можно скорее.